varkapodarka (varkapodarka) wrote in dieselpunk,
varkapodarka
varkapodarka
dieselpunk

Category:

Илья Муромец в эмиграции

Оригинал взят у vikond65 в Илья Муромец в эмиграции
19759091079_87a39d56ca_b.jpg

25 сентябпя 1924 года совершил первый успешный полет самолет "Сикорский" С-29-А. Обычно первой буквой алфавита обозначают первую модификацию машины, но в данном случае она означала то, что самолет сделан в Америке. Это была первая машина, которую И.И. Сикорский спроектировал и построил в эмиграции, после того как он в 1919 году навсегда уехал из Советской России, решив, что от большевиков лучше держаться подальше.

За это решение ему пришлось заплатить несколькими годами безденежья, когда средства на организацию авиастроительной фирмы и возобновление конструкторской деятельности приходилось собирать чуть ли не на паперти. Серьезно помог другой эмигрант - знаменитый композитор Рахманинов, приславший чек на 5000 долларов.

Но, все равно, строить свой первый американский самолет Сикорскому пришлось под деревянным навесом, так как денег на аренду ангара и даже большого сарая не хватало. А конструкторское бюро, в котором был спроектирован С-29-А, располагалось в курятнике близлежащей фермы. Там же размещалась механическая мастерская по изготовлению различных деталей машины. В этот курятник Сикорского и его команду энтузиастов пустил за "спасибо" хозяин фермы, тоже белоэмигрант.

Тем не менее, к весне 1924 года, самолет, напоминавший слегка уменьшеннный двухмоторный вариант "Ильи Муромца" был построен. На последние 250 долларов Сикорский купил для него два старых и изношенных 200-сильных мотора "Испано-Сюиза", давно выработавших ресурс. Нормальные авиационные моторы аналогичной мощности стоили, как минимум, в 20 раз дороже. В курятнике движки перебрали и кое-как привели в работоспособное состояние, но все равно паспортной мощности они не выдавали.

Это едва не стоило жизни Сикорскому, а заодно и всем его компаньонам, уговорившим конструктора взять их с собой в первый испытательный полет. Я не зря написал в первой фразе, что испытание 25 сентября было первым успешным, потому что самый первый взлет состоялся еще 4 мая того же года, но, из-за плохой работы моторов, он сразу закончился аварией, в которой чудом никто не погиб и не получил серьезных увечий.

На взлете машина разбегалась очень долго, Сикорский, сидевший за штурвалом, чувствовал, что моторы не тянут, но прерывать разбег было уже поздно. В конце летного поля пилоту пришлось резко дернуть штурвал на себя, чтобы перескочить через стоявшую на пути телеграфную линию.

Самолет, задрав нос, перелетел через препятствие, но при этом потерял скорость. В следующую секунду машина "клюнула", просела и ударилась колесами об грунт. К счастью шасси, спроектированное с большим запасом прочности, выдержало удар, а Сикорский успел выключить двигатели. С-29-А прокатился по инерции несколько десятков метров, угодил колесом в канаву и скапотировал, уткнувшись в землю носом и законцовкой нижнего крыла.

Стало ясно, что с этими моторами самолет летать не сможет. Однако через некоторое время Сикорскому как-то удалось раздобыть пару 400-сильных двигателей "Либерти", вдвое более мощных, чем "Испано-Сюизы". Разумеется, они тоже были сильно изношенными и отслужившими свой срок в ВВС, тем не менее, с ними С-29-А нормально летал, а Сикорский начал зарабатывать деньги, возя пассажиров и грузы. Со всеменем он накопил на новые моторы, с которыми машина стала летать еще лучше.

В 1926 году самолет был продан некоему Роско Тёрнеру, который еще два года использовал его для чартерных перевозок, а заодно - в качестве летающего рекламного стенда, рисуя на бортах логотипы различных фирм. Через два года Тёрнер перепродал самолет миллионеру Говарду Хьюзу, решившему снять грандиозный фильм про летчиков Первой мировой войны.

В этом фильме под названием "Ангелы ада"  С-29-А сыграл роль немецкого тяжелого бомбардировщика, который сбили бравые американские асы. Всё было снято "по-настоящему", самолет действительно подожгли в воздухе и перед кинокамерами разбили об землю, после того как летчик-каскадер выпрыгнул с парашютом.

Так закончилась судьба "Муромца-эмигранта", а Сикорский к тому времени спроектировал несколько других самолетов, в том числе очень удачную амфибию С-38, построенную в количестве более 100 экземпляров и принесшую ему финансовый успех. Но это уже другая история.

Конечно, если бы авиаконструктор не сменил место жительства, ему, скорее всего, не пришлось бы долго балансировать на грани нищеты, работать в курятнике и наскребать копейки на свои проекты. Но зато в Америке им никто не командовал, не давал приказов - что делать и чего не делать, а главное - его не избивали на допросах, требуя "признаний" в измене и шпионаже. И он не хлебал тюремную баланду как многие его коллеги, вроде Туполева, Поликарпова и Григоровича. В общем, насколько я знаю, Сикорский не жалел о своем выборе.

540446400.jpg

Сикорский (в центре, в кепке и куртке с поясом) среди инженеров и рабочих, участвовавших в потройке С-29-А. Почти все они были эмигрантами из России. На заднем плане - деревянный каркас самолета с установленными на крыле двигателями "Испано-Сюиза".

5919269221_8df4563424_b.jpg

С-29-А уже с моторами "Либерти" во время второго этапа испытаний осенью 1924 года. Обратите внимание на заднее расположение пилотской кабины, характерное для самолетов начала 1920-х годов.

Sikorsky-New-York.jpg

Американцы (возможно, - пассажиры) позируют на фоне С-29-А. Судя по табличке на носу, самолету присвоено наименование "Йорктаун".

glendale-hellsangels-S29-01-cr2-12.jpg

С-29-А, загримированный под немецкий бомбардировщик, на съемках фильма "Ангелы ада". Окна пассажирского салона закрашены, на носу и за крылом установлены бутафорские турели с пулеметами.
Tags: Россия, США, авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment