youroker (youroker) wrote in dieselpunk,
youroker
youroker
dieselpunk

Categories:

Призрачный советский миротворец. Ту-200 и ТуГ-75.

Оригинал взят у youroker в Призрачный советский миротворец. Ту-200 и ТуГ-75.
Появление ядерной бомбы у СССР в 1949 году стало серьёзным событием на Западе, заставив пересмотреть ситуацию в мире и возможности своего противника. Но лишь один факт появления атомного оружия не был критическим - необходимо и средство его доставки. США полагались на базы по периметру СССР, и на флагман своего воздушного флота - B-36 Peacemaker. Ни баз, ни "Миротворца" у СССР не было, копия же Б-29 не могла достичь Америки с территории Союза. И если быстро получить базы у границ США было делом сложным, то вот супербомбер вполне можно было от Советов ожидать.

Слухи о создании в СССР копии B-36 начали ходить в западной прессе с 1947 года. Иногда сообщалось, что самолёт только проектируется, иногда, что уже проходит испытания. Никаких подробностей авторы не давали, да и публиковалась информация в разделе заметок. Ядерные испытания 1949 года подогрели интерес к теме, и многие аналитики вспомнили о наличии у русских такого проекта. Тогда впервые появляется обозначение самолёта – Ту-200. Наконец в 1951 году журналисты Jane's из "проверенного источника" получили первую фотографию советского "Миротворца".


Первая фотография Ту-200.


Более ретушированная и известная её версия.

После такого доказательства все сомнения в реальности Ту-200 пропали, и вскоре он стал героем многочисленных журнальных заметок. Быстро раздобыли его характеристики: размах крыла около 75 метров, оснащен шестью ТВД мощностью около 10000 лошадиных сил каждый. Стреловидное крыло, несомненно, говорило о скорости близкой к звуковой, дальность полёта 16000 километров, потолок - 13000-15000 метров. Вскоре информацию подтвердили и военные – так, генерал Хойт Ванденберг (Hoyt S. Vandenberg) заверил, что разведка обладает данными о создании советами копии B-36.


Реконструкции внешнего вида Ту-200 поползли по западным журналам. Две картинки выше, из итальянского INTERAVIA за март 1952 года.

В декабре 1951 года во Flying Magazine выходит статья, посвящённая советским дальним бомбардировщикам, которая рождает ещё одного летающего монстра Сталина - ТуГ-75. Если Ту-200 являлся банально увеличенным Ту-4 (он же B-29), то ТуГ-75, его предшественник, был куда совершеннее. Не смотря на целых два громких имени в названии - Туполев и Гуревич, создавали самолёт захваченные советами немецкие инженеры, под руководство доктора Бааде (Ing. Baade), ранее работавшего в "Junkers Flugzeug und Motorenwerke". На самолёте были установлены ТВД BMW028 мощностью 7000 лошадиных сил и немецкие 30-мм пушки. Самолёт достигал скорости в 880 километров в час и имел экипаж в 22 человека. Но из-за интриг советских разработчиков доктора Бааде или расстреляли или сослали в Сибирь, и на вооружение решили принять Ту-200 – кадавра из частей Ту-4 и ТуГ-75, с достаточно посредственными характеристиками.


Первое изображение ТуГ-75.

С этой поры ТуГ-75 и Ту-200 стали совместно путешествовать по авиационной прессе, иногда появляясь вместе, иногда ТуГ-75 называли Ту-200 и наоборот.




ТуГ-75 из журнала INTERAVIA за март 1952 года.


ТуГ-75 и Ту-200 из журнала Cielo за август 1954 года. Интересно, что тут ТуГ-75 представлен как поршневой предшественник Ту-200.

Ядерное оружие и самолёт способный его доставить - это уже было опасно. То и дело появлялись сообщения, что серийное производство Ту-200 уже начато, а на Дальнем Востоке уже строятся десятки аэродромов для него. Именно такими фактами в Конгрессе выбивали дополнительное финансирование программе NORAD и другим подобным проектам.


"Мы находимся в опасности" (We are in peril) сообщает статья в Modern Mechanicх от ноября 1953 года. Флот советских межконтинентальных бомбардировщиков уже навис красным кулаком над Америкой.


В безымянном советском стратегическом бомбардировщике узнаётся Ту-200/ТуГ-75.

С появлением данных о Ту-85 и Ту-95, Ту-200 стал отходить на второй план. Вскоре он получил новое наименование Ту-487. Интересно, что у Туполева и правда, существовал проект шестимоторного бомбардировщика 487. После 1955 Ту-200 вся чаще появляется под своим новым именем и уже позиционируется как малосерийный самолёт, переходное звено между Ту-4 и Ту-95. До конца 60-ых его ещё можно встретить в справочниках и статьях, но позже Ту-200 совсем исчезает из истории.


Ту-487.


Поздние проекции Ту-200/487.

Сейчас сложно сказать, ввели ли американцы сами себя в заблуждение от страха, было ли это умелой игрой военных на этом страхе, или, как думают некоторые, успешной дезинформацией от СССР. Одно можно сказать точно – почти "реальная" угроза от Ту-200 сыграла свою роль в усилении ПВО американского континента и создании NORAD.

Источники:
Jane's All the World's Aircraft 1950.
Flying Magazine 11/1951
Aviation Week 6.1952
INTERAVIA. 3/1952
Modern Mechanicх 11/1953
Cielo 8/1954
Tags: 50-е, США, авиация, война, оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments