Ecoross (ecoross1) wrote in dieselpunk,
Ecoross
ecoross1
dieselpunk

Categories:

Париж-Омск. История одного полёта 1926 года.

Оригинал взят у nickmix01 в Париж-Омск. История одного полёта 1926 года.
Эта статья была подготовлена специально для glager.ru, а здесь я её дублирую для тех, кто не знаком с этих растущим омским ресурсом.
Особенно манит меня надпись - Париж - Тагильск, через Тобольск.

Сегодня разговоры об авиации и Омске, зачастую, сводятся к шуткам о международном аэропорту Фёдоровка. Но не всегда было так. У Омска интересная авиационная судьба – это и первый отечественный пассажирский реактивный Ту-104, и сталинские «шарашки», со всё тем же Алексеем Николаевичем Туполевым, и один из лучших истребителей Второй мировой войны Як-9.

Но есть ещё один интересный момент в судьбе Омска, связанный с международными перелётами. В 20-е и 30-е годы прошлого века дальние, рекордные перелёты были, своего рода, модным трендом. Дальние перелёты, рекорды скорости, высоты полёта – всем этим были наполнены иллюстрированные журналы, газеты, радио и новостные ленты всего мира. Перелёты совершали американцы, англичане, французы, итальянцы, немцы и, естественно, пытались не отставать и советские пилоты (СССР старался показать миру, что первая республика рабочих и крестьян может быть уж, по крайней мере, не хуже других). Чарльз Линдберг, Валерий Чкалов, Амелия Эрхарт – имена, знакомые многим, если не всем, но едва ли в России широко известны Люсьен Жирьи и Франсуа Анри Дордильи. Но именно эти два последних лётчика и являются связующим звеном между историей Омска и рекордными трансконтинентальными перелётами.

Французская авиация в то время была (или считала себя) одним из лидеров авиастроения и старалась показать это всему просвещенному сообществу. В 1922 году французской авиастроительной компанией Breguet (не стоит её путать с известной одноименной часовой маркой), принадлежащей пионеру воздухоплавания - Луи Шарлю Бреге, был создан лёгкий бомбардировщик-биплан Breguet XIX. Самолёт не отличался ни высокой скоростью, ни высотными характеристиками, зато был построен не из дерева, а из дюралюминия. Даже часть обшивки была не из привычного тогда перкаля (хлопчатобумажной ткани, пропитанной различными лаками), а из гофрированного алюминия. Кроме того, самолёт был достаточно надёжен и прост в эксплуатации было выпущено более 2700 экземпляров. Экипаж состоял из двух человек – командира и лётчика-наблюдателя. Наряду с военной строились гражданские версии самолёта и, даже "Гран рейд" (Br.19GR), баки которых вмещали в 7 раз больше топлива, чем стандартная версия, что позволяло совершать дальние перелёты. Именно эти версии начали использоваться для установки рекордов дальности перелётов - в Токио, Шанхай, Леопольдвиль (Киншасу).

И вот в 1926 году капитану авиации Люсьену Жирьи (Lucien Girier) и лейтенанту Франсуа Анри Дордильи (François Dordilly) пришла идея совершить дальний беспосадочный перелёт в экзотический СССР, с которым недавно были установлены дипломатические отношения. В качестве точки отправления был избран парижский аэропорт Ле Бурже, а точкой назначения – ОМСК. К полёту был подготовлен Breguet XIX 1685 GR.

Карта перелёта Париж-Омск

14 июля 1926 года, в 5-30 утра запускается 12-цилиндровый двигатель «Hispano-Suiza», мощностью 500 л.с. Капитан Жирьи заявляет – «Мы хотим прибыть в Омск!» и самолёт отрывается от земли. В 05-45 под крылом самолёта уже пейзажи Франции – Реймс, Арденны, в половине восьмого утра самолёт уже проносится над широким Рейном, затем пересекает Саксонию. 13-30 – под крылом самолёта прекрасная Висла, Жирьи и Дордильи пролетают тридцатью километрами южнее Варшавы (оставляя вне поле зрения крепостные сооружения вокруг польской столицы). И вот они пересекают границу СССР, в 17-30 пролетают над Смоленском, где им навстречу взлетает советский самолёт, для того чтобы идентифицировать французский аэроплан, и пролетает в каких 100 метрах от борта французов. 20-15 – лётчики видят вспышки от трамвайных пантографов и не сильно освещённый город – это Москва, столица Союза ССР. В 22-15 они пролетают над Нижним Новгородом и удивляются активности города в столь поздний час. Ближе к Уралу – мощная облачность, дождь и ветер - самолёт снижается с 3 000 до 1500 метров, летит вдоль рек. Иногда самолёт снижается до 50 метров (восьмидесятикилометровый участок полёта прошёл именно так), распугивает стада и удивляет местных жителей. Наконец они пересекают Южный Урал и пролетают над Троицком. И вот долгожданный ориентир – Транссиб. Они летят вдоль «благословенной железнодорожной магистрали» - погода за Уралом стала ещё хуже, в 9 утра пролетают над городом, построенном в европейском стиле с красивой станцией – это Петропавловск. Топлива мало - 200 литров топлива, 150 литров, 100 литров, 50 литров и вот огромный город, с прямыми улицами и мутной рекой – ОМСК! В баке 20 литров из 2900, с которыми 29 часов назад лётчики отправились из Франции.

Омичи встречают французских пилотов, 15 июля 1926 года

13-30 по Парижскому времени. Пилоты с трудом вылезают из самолёта – ноги и спина затекли. Лётчики отправляют восторженную телеграмму во Францию – они побили мировой рекорд дальнего беспосадочного перелёта в тяжелейших метеоусловиях. Полёт, длиной 4716 километров завершён.

Омичи с радостью встречают гостей и в течении пятидневного отдыха показывают им всё, что могут. 17 июля их даже принимают в Авиахим РСФСР.


Членский билет Авиахим РСФСР Франсуа Дордильи

21 июля Жирьи и Дордильи отправляются во Францию, но обратный полёт не так-то и прост - им приходится сесть в Челябинске, чтобы переждать бурю. 23 июля они прилетают в Москву, встречаются с послом Франции и руководителем Авиахима РСФСР Валентином Зарзаром.


Встреча в Московском аэропорту с главой Авиахима Валентином Зарзаром и послом Франции в СССР Жаном Эрбетом

Встреча в героев в Париже

Оборотная сторона фотографии
И лишь 29 июля, проведя ещё 16 часов в полёте они прибывают в Париж, где их встречают как героев. Но рекорд продержался всего лишь месяц и был побит 31 августа 1926 во время перелёта Париж – Бендер-Аббас.

Удивительно, но самолёт сохранился – он был перестроен, удлинён на метр, получил новый двигатель и большие по вместительности баки и получил имя – «Nungesser-Coli», в честь погибших французских авиаторов. Именно на нём был совершён рекордный Трансатлантический перелёт, протяженность 57 000 километров. Сейчас самолёт находится на реставрации в парижском Музее авиации и космонавтики.



Вот такая удивительная и малоизвестная история, связывающая Омск, Францию и авиацию.

Tags: 20-е гг, СССР, Франция, авиация, беспосадочные перелеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments