kaschey_lp (kaschey_lp) wrote in dieselpunk,
kaschey_lp
kaschey_lp
dieselpunk

Categories:

Монументальное искусство

Архитектура дизельпанка у нас в сообществе в последнее время была незаслуженно обойдена и освещалась слабо. Я касался её лишь краешком в рассказе о кливлендском Lorain-Carnegie Bridge и осуществлённом лишь частично интереснейшем проекте застройки центра Мурманска, который должен был стать "северными парадными воротами" Советского Союза. А тема обширна и нажориста и надо бы почаще обращаться к ней. Жизнь в интерьерах позднесталинской эпохи просто подталкивает ко вдумчивому изучению темы. Познания в этой области мои крайне невелики и поверхностны, но самому интересно, а когда самому интересен предмет, то и глубоко изучаешь его и стараешься донести до других. Одним "сталиансом", Шпеером и Chrysler Building тут не обойдется. Тем более, в первой половине прошлого столетия архитектура испытала могучий подъём с переворотом, несколько раз кардинально поменяв векторы развития: от кучерявости модерна, где хватало своих субстилей типа австро-венгерского сецессиона, немецкого югендштиля, французского ар-нуво или русского "северного модерна", через эксперименты модернистской и экспрессионистской архитектур, немецкого функционализма баухауса и советского конструктивизма к суровой монументальности "имперского стиля", "сталианса" и американского арт-деко. В отличие от техники, где "в железе" была осуществлена лишь малая толика, в архитектуре осуществлённых проектов множество и порой они смелее фантазий. А уж тех - черпать-не вычерпать!

Начну пожалуй не с широко известных проектов типа московского Дворца Советов и Новой Москвы или ново-старой столицы III Рейха - шпееровской Германиа, а менее известных.

Имперская помпезность и монументальность - отнюдь не прерогатива лишь империй или диктатур. В оплоте демократии этот самый "имперский стиль" хорошо укоренился и пышно расцвёл в двадцатые-сороковые годы прошлого века. В свете почти религиозного преклонения американцев технике - особенно в промышленной архитектуре. Достаточно вспомнить плотину Форт-Пек на реке Миссури, плотину Гувера (Hoover Dam, также известна как Boulder Dam) в нижнем течении реки Колорадо, уже упоминавшийся мост Lorain-Carnegie в Кливленде, многочисленные небоскрёбы в характерном декоре. Доминирующим в США он не стал - там прекрасно уживались и функционализм Райта, Гропиуса и Сааринена, и эклектика, часто явно переразмеренная, и подражающая или античным образцам как Монумент Линкольну, построенный в Вашингтоне в 1914—1922 гг. по проекту архитектора Ч. Бэкона или средневековой готике или романскому стилю: она встречается преимущественно в культовых постройках и университетских зданиях (здание Йельского университета в Нью-Хейвене, арх. Д. Г. Роджерс). Своих крайних форм эклектизм достиг в Калифорнии и Флориде, где для роскошных отелей, кинотеатров, казино и ночных клубов в причудливом и беспринципном смешении применялись элементы самых различных "экзотических" стилей, часто гипертрофированные, разросшиеся до чудовищных размеров.

И конечно же этот период немыслим без "скульптуры крупных форм"! Каждая уважающая себя держава просто обязана была иметь у себя своего собственного Колосса Родосского с местным колоритом, да побольше, побольше. Даже бразильцы поддались общим веяниям, поставивши статУю Иисуса Искупителя (Cristo Redentor) в своём Рио–де–Житомире в 1931 году. В СССР творили Вера Мухина, Иван Шадр, Вячеслав Андреев; в Третьем Рейхе неустанно трудились Арно Брекер, Йозеф Торак и Фриц Климш. В Италии был построен в 1928—1938 годах "Форум Муссолини" (итал. Foro Mussolini) — монументальный спортивный комплекс в Риме, спроектированный Энрико дель Дебио и Луиджи Моретти, украшенный статуями каррарского мрамора в античном стиле.
А в США в период с 1927 по 1941 год создавался мемориал на горе Рашмор, известный как Гора четырех президентов или как "Храм демократии".
Из неосуществлённого и абсолютно дизельпанкового, я бы даже сказал, "сгущёного дизельпанка", интересны два проекта, предложенные в 1922 году Хьюго Гернсбеком (Hugo Gernsback, 1884—1967) — американским изобретателем, бизнесменом, писателем, редактором и издателем ряда научно-популярных журналов, основателем первого в мире журнала научной фантастики "Amazing Stories". Гернсбек в мире научной фантастики сам - фигура монументальная, просто-таки в граните отлитая! В его честь названа премия "Хьюго", ежегодно вручаемая с 1953 года за достижения в области фантастики и лучшие фантастические произведения предшествующего года. Сам Гернсбек в 1960 году стал лауреатом специальной премии "Хьюго" как "Отец научно-фантастических журналов".

un7bje6iirhhbthcgudz.jpg

На страницах одного из своих журналов "Science and Invention" в октябре 1922 года Хьюго Гернсбек предложил возвести монумент электричеству. Даже так: Монумент Электричеству! Там же он обосновал свою идею почему электричество достойно памятника. Он видел циклопический монумент, выполненный в виде гигантского генератора электростанции высотой в 1000 футов (304,8 м, что почти втрое выше Статуи Свободы, в которой 305 футов) и возведённый на горном плато посланием будущим поколениям, этакой "пирамидой", стоящей тясячелетия как напоминание будущим поколениям об эпохе, когда электричество сорвало с привязи технический прогресс. Электричество более чем что-либо еще сделало нашу современную цивилизацию. И когда если эта цивилизация погибнет в результате войн или эпидемий, монумент должен был остаться немым укором в веках. Глобально мыслил дяденька! Впрочем, он в своих мечтаниях о "тысячелетней памяти" и "оставить след в веках" был далеко не одинок в те времена - об этом каждая собака грезила.

Второй проект чуть менее фантастичен. В том же 1922 году Хьюго Гернсбек надеялся построить памятник и музей в Нью-Йорке, посвященный изобретателю телефона Александру Грэхему Беллу. Со страниц очень популярного "Science and Invention" он обратился к читателям-изобретателям в октябре 1922 года, всего через два месяца после смерти Белла в августе, с предложением возвести памятник изобретателю. Причём на памятник решил "нааскать" - тем методом, который нынче зовётся модным и малопонятным словом "краудфандинг", у православных - "всем миром", толерантно именуется "на пожертвования", а проще говоря - наклянчить "поможИте, кто сколько может!" "Если каждый изобретатель в США даст только $ 1.00, памятник может быть построен", пишет Гернсбек. Этакий прообраз Kickstarter :)

Идея памятника была сформулирована самим Гернсбеком. Мелочиться, как и в первом случае, не стал: монумент планировалось возвести в районе Риверсайд-драйв на Манхэттене - одном из самых престижных и дорогих районов Нью-Йорка, хотя рассматривалась и какая-либо другая видная точка. Памятник в виде телефонной трубки из чёрного мрамора или тёмного гранита, высотой 200-250 футов, полый внутри. В пьедестале должен был разместится музей со всеми историческими моделями изобретений доктора Белла.
Gernsback also proposed a monument to Alexander Graham Bell.jpg
Подписка на постройку памятника, организованная в журнале, дала пшик - не та целевая аудитория "изобретатели", чтобы что-то делать вместе, а тем более на это скидываться!

Иллюстрации выполнены Френком Рудольфом Паулем (Frank R. Paul) — художник, один из первых иллюстраторов, специализировавшихся в области научной фантастики, заслуживший неформальный титул "Отец фантастической иллюстрации", много лет сотрудничавшим с Хьюго Гернсбеком.
[Ссылки]
http://paleofuture.gizmodo.com/the-monument-to-electricity-that-never-was-512620831
http://paleofuture.gizmodo.com/crowdfunding-a-museum-for-alexander-graham-bell-in-1922-512621119
http://tehne.com/event/arhivsyachina/arhitektura-ssha-1918-1967

Tags: 20-е гг, США, арт, архитектура, графика, несбывшееся, признаки жанра, промышленность, телекоммуникации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments