sedov_05 (sedov_05) wrote in dieselpunk,
sedov_05
sedov_05
dieselpunk

Category:

Елизаветинский экспресс или "жить стало лучше" по-британски

Оригинал взят у sedov_05 в Елизаветинский экспресс или "жить стало лучше" по-британски

Рекламный фильм кинокомпании BFI, посвященный "Елизаветинскому экспрессу", снятый в 1954 году.
Если вам послышалась в словах ведущего рифма, то вы не ошиблись. Действительно, в фильме звучат стихи британского поэта Пола Де Со, написанные специально для фильма

Великобритания потеряла во Второй Мировой войне сравнительно немного своих граждан - 400 тысяч человек. Сравнительно немного по сравнению с другими странами-союзниками, в первую очередь Советским Союзом и Китаем, также сравнительно немного по сравнению с Первой Мировой, во время которой погибло в два раза больше поданных Соединенного Королевства, однако экономические и, вызванные в том числе и ими политические потери страны, находившейся в состоянии войны без одного дня шесть лет были по настоящему катастрофическими. Если из Первой Мировой войны Великобритания вышла с увеличившимся золотым запасом и возможностью сунуть руку в безбрежный карма Индии, полный серебра , то из Второй Мировой Великобритания вышла без Индии, Бирмы, с трехмиллиардным (в фунтах !) внешним долгом и армией, которую еще не сразу удалось демобилизовать - до 1949 года, например, шла война в Индонезии, некоторое время продолжались конфликты в Бирме и Малайе, а не успели прекратиться они, как началась Корейская война.


В результате, экономическое положение страны после окончания войны не улучшилось, а даже ухудшилось ! Поминая послевоенный экономический кризис начала 20х, лейбористское правительство Клемента Эттли организовало массовое затягивание поясов всем населением метрополии. В то время, как повсюду в Европе (и в СССР в том числе) нормированное распределение товаров и продовольствия отменялось, в Великобритании оно, наборот, вводилось. В июле 1946 года были введены карточки на хлеб, в ноябре 1947 на картофель, Нормы отпуска других продуктов сокращались. В 1948 году были заморожены заработные платы, в 1949 отменили бесплатные школьные завтраки и бесплатный проезд школьников в общественном транспорте. Эти драконовские меры довольно быстро (для капиталистического общества) начали давать плоды - в 1948 году удалось довести индекс промышленного производства до довоенного. Великобритания выезжала на том же, на чем выехала после Первой Мировой - она стала лидером по производству хайт-тека - радиоэлектронной техники, в том числе компьютеров, в первые послевоенные годы 2/3 всех европейских автомобилей выпускалось на Туманном Альбионе, в стране развернулось производство современных пассажирских авиалайнеров, в 1949 в воздух поднялся первый серийный реактивный авиалайнер De Haviland Comet и в том же году самый большой из когда либо построенных (на тот момент) пассажирский самолет Bristol Brabazon.


Три (ровно половина уцелевших) LNER A4  в Южной Африке. 2003 год.

Эттли был великим премьером. Именно его, а не Уинстона Черчилля назвала в свое время Маргарет Тетчер лучшим британским премьером XX века и он понимал, что нужно что то, что могло бы поднять настроение населению страны, показать ему то, что ситуация несмотря на все сложности, меняется к лучшему. Товарищ Сталин в конце 30х приказал передать несколько "правительственных" лимузинов ЗиС-101 в распоряжении московского такси, чтобы каждый москвич мог почувствовать себя наркомом, а вот Эттли пошел по другому пути.

В конце 1949 года от платформы знаменитого лондонского вокзала Кингс Кросс отошел именной пассажирский поезд Capitals Limited. Влекомый стримлайновым локомотивом LNER A4, одним из самых быстрых локомотивов в истории (макс. скорость 203 км/ч, максимальная эксплуатационная 140 км/ч), этот поезд совершал рейсы по маршруту Лондон-Абердин, останавливаясь только в Эдинбурге. Запуск это поезда (как и нескольких других "именных" поездов в то время) был настоящим подвигом британских железнодорожников, ведь и пути и подвижный состав был чудовищно изношены за годы войны, когда не хватало персонала и не было возможности закупать новые паравозы и вагоны. Те же стримлайнеры имели минимальный срок эксплуатации свыше 10 лет.

В конце 1952 года было решено превратить его в безостановочный между Лондоном и Эдинбургом и сделать его только летним, поэтому в 1953 году движение возобновилось 23 июня, при этом поезд был переименован в Elizbethian Express (Елизаветинский экспресс) в честь коронации Елизаветы Второй 2 июня 1953 года. "Елизаветинский экспресс" стал самым длинным безостановочным маршрутом в мире. Поезда преодолевали 393 мили (632 километра) за 6 часов 45 минут, но затем перед железнодорожниками была поставлена задача провести поезд со скоростью больше чем миля в минуту и время в пути сократилось до 6 часов 30 минут (390 минут). Паровозы LNER A4 были модернизированы для того, чтобы пройти этот маршрут без остаовок: в угольном бункере был сделан коридор, чтобы бригады могли меняться не останавливая паровоз, а емкость водяного бака была увеличена с 23 до 50 тонн. Однако, паровозы постепенно изнашивались в 1962 году были заменены на пары тепловозов Deltic. В том же году все LNER A4 были сняты с эксплуатации. Сейчас осталось шесть из 35 выпущенных локомотивоов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments