Ecoross (ecoross1) wrote in dieselpunk,
Ecoross
ecoross1
dieselpunk

Category:

Летающий билборд. Slingsby CAMCO V-Liner

Дизельпанк 60-х :) (двигатели-то поршневые)

Оригинал взят у p_d_m в Летающий билборд. Slingsby CAMCO V-Liner
 


Пожалуй один из самых странных проектов в истории авиации.
В конце 60х компания американская CAMCO (Central Aircraft Manufacturing Company) задумала заняться воздушной рекламой. Видимо CAMCO - эта та же компания что занималась поставкой и сборкой американских самолетов в Азии во время Второй Мировой войны и ранее. Фирма представляла что ей требуется некий воздушный транспорт для транслирования 18буквенного светящегося сообщения, видимого на расстоянии 3-5 километров. Традиционный для воздушной рекламы дирижабль был отринут по экономическим причинам, самолет обычной схемы выходил уж очень большим поэтому президентом компании Lewis McCarty Jr. (у которого был опыт в проектировании летающих аппаратов, весьма экзотичных, например летающая платформа de Lackner HZ-1 Aerocycle его рук дело) был изобретен невиданный доселе аппарат - о нем рассказывает патент US3614033. Самолет представлял собой тандем соединенный V-образной фермой которая и дала ему имя. Пилот и два двигателя Rolls-Royce/Continental O-200-A (лицензионный американский O-200, производимый в UK) мощностью 375л.с. располагались впереди, в задней части находился вспомогательный мотор в сотню лошадей для питания ламп рекламы и второй член экипажа, видимо ответственный за иллюминацию. Также в качестве основных двигателей указываются ТВД P&W Canada PT6A-20 мощностью по 579л.с., вероятно это вариант силовой установки более поздний. Длина V-образной части - 115метров (для сравнения длина Ан-225 - 84м), размах обоих крыльев одинаков - 21 метр. Вес самолета - около 5 тонн, разумеется о рекордах скорости говорить не приходилось - да она была и не нужна, чем медленней тем лучше, крейсерская скорость была бы около 80 км/ч. Передняя и задняя части гиганта выполнялись в виде летающей лодки, так что воздушная реклама могла садится и взлетать и с воды. Кроме как для рекламы конструкцию можно было использовать и в иных целях: контроль траффика (видимо на дисплее для водителей высвечивались данные о дорожной обстановке), для исследования геомагнитного поля Земли, минно-тральных работ и даже для выявления нелицензионных приемников ТВ-сигнала.

1.


После изучения рынка заказ на изготовление самолета был передан небольшой британской фирме Slingsby Aircraft, базировашейся в Kirbymoorside, Yorkshire. Slingsby была довольно старой фирмой, работала с 1931 года и занималась проектированием и производством планеров в небольших количествах. Видимо решающую роль в выборе именно британцев сыграла поддержка проекта правительством UK. К этому времени уже были найдены заказчики на первые два самолета, желающие прорекламировать себя с небес - американский банк First National Bank и канадская фирма Canada Dry, производитель напитков.
Вообще CAMCO и Slingsby были чрезвычайно оптимистичны по отношению к своему продукту - ожидалось что экспорт V-Лайнеров составит 2млн фунтов стерлингов, что в первые четыре года будет произведено 42, а потом и 480 "рекламолетов". CAMCO планировала выдавать свои машины в лизинг, а не продавать, были идеи о трех различных моделях V-Лайнера: CV2 Video Liner, CV3 Vector Liner и CV4 Victory Liner, которые между собой видимо отличались размером рекламы.
"Электрическую часть" самолета поручили другой британской фирме - Mullard. "Доска объявлений" включала 60км проводов и 3348 лампочек размещенных на 668 метрах алюминиевых труб, бегущая строка на табло должна была выдавать фразу из трех слов со скоростью смены 90 слов в минуту.

В конце 1968го на Slingsby начали строить первый полноразмерный прототип. В отличие от серийного самолета прототип был сухопутен, не амфибия. В английской компании надеялись что в 1969 он уже сможет совершить свой первый полет. Но все смешал большой пожар на заводе Слингсби случившийся 18 ноября 68го и уничтоживший строившийся самолет подчистую. После этого тему V-Лайнера больше не поднимали и он почил в бозе.

2.


3. Модель самолета в масштабе 1:10 демонстрировалась на авиавыставке в Фарнборо 4. ...как и фрагмент треугольной секции, уже в натуральную величину.
       

Рисунки из патента
5.


6.


7. Автор изобретения Lewis McCarty Jr. полагал что самолет по его схеме может перевозить пассажиров и любые "длинномеры". Если длина тандема становилась слишком большой появлялась третья секция с третьим крылом.


Источники: The Aviation Historian #1, Flight, en.wikipedia.org, патент US3614033

Tags: США, авиация, реклама
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments