Шура Люберецкий (Шура Люберецкий [luberetsky.ru]) wrote in dieselpunk,
Шура Люберецкий
Шура Люберецкий [luberetsky.ru]
dieselpunk

Categories:

Curly’s Airships

Я всегда был неравнодушен к жанру рок-оперы в его самых разных проявлениях – от Jesus Christ Superstar до “Кощея Бесмертного” Сектора Газа или “Спящей красавицы” Красной Плесени, а во времена своего “радиохулиганства” регулярно крутил что-нибудь в таком духе. Этим летом открыл для себя, по утверждению из некоторых рецензий, “одно из самых амбициозных произведений в жанре рок-музыки” – “концептуальный альбом” Джаджа Смита (Judge Smith) Curly’s Airships. С удивлением обнаружил, что он практически неизвестен в рунете – но идеально вписывается по тематике в столь любимое мной жж-сообщество [info]dieselpunk. Еще более удивительно то, что тег “дирижабль” в этом сообществе захвачен продукцией фирмы “Цеппелин”, а британские дирижабли упоминаются всего два раза – но обо всем по порядку.

curlys-airships

Джадж Смит – один из участников первого состава группы Van der Graaf Generator, ушедший из нее в 1968 году – но продолжавший писать тексты как для нее, так и для сольных альбомов Питера Хамилла. Кроме того, Смит работал над несколькими мюзиклами – а в 1973 году вместе с Хамиллом начал работу над рок-оперой The Fall of the House of Usher, которая была записана лишь в 1991 году. Из работы Смита над мюзиклами и рок-операми родился жанр songstory, или “песнесказ“, как это слово переводят на фан-сайте Van der Graaf Generator. Записанные в 2001 году Curly’s Airships – первый представитель изобретенного Смитом жанра.

“Стандартный” формат для современной рок- и поп-музыки – это трехминутная песня, которую удобно крутить по радио. Уместить туда какой-то сюжет – задача непростая. “Рок-опера” с сюжетом вообще – жанр крайне редкий, для ротации на радио не предназначенный. Ну вот представьте себе какую-нибудь “Арию Ивана” отдельно от всего “Кощея”, да? Songstory Джаджа Смита – нечто похожее, но к нему довольно сложно применить слово “опера” – текст там хоть и поется, но ни рифмы, ни ритмической упорядоченности в нем нет. Это что-то типа рассказа под музыку, с натяжкой его можно назвать “музыкальным радиоспектаклем”. Правда, такая сложность определения жанра не делает “произведение” невоспринимаемым – наоборот, оно оказывается куда более “многослойным”, чем обычный “альбом” – тут и музыка, и рассказ с довольно сложным сюжетом, а для счастливых обладателей лицензионных дисков – еще и пара буклетов по 40 с лишним страниц – с “либретто”, комментариями Смита относительно текста и музыки и описанием упоминаемых событий.

licenze-cd

Если лицензионного диска у вас нет – то некоторое представление о тексте и сюжете можно получить по обильно комментированному переводу Микаэла Абазяна. В переводе, конечно, есть некоторые косяки – типа перевода “canvas shaft”, как “брезентовый вал (?)”. Вспоминается дискуссия на баржеводском форуме по поводу терминологии – когда некий знаток “Деталей машин и механизмов” начал доказывать всем, что полуось – это не ось и даже не ее половина, а всего лишь вал. Замолчал он только тогда, когда ему пообещали этой полуосью перебать по хребту (это матерно-лирическое отступление, как и упоминания “Красной Плесени” можно оправдать, пожалуй, лишь наличием слова “панк” в определении дизельпанковского жанра).

Писать про музыку – дело неблагодарное, тем более, что у всех есть вконтакт и торренты, где Curly’s Airships вполне можно найти и получить полное представление о музыкальной составляющей – а для патологически честных граждан есть короткие фрагменты на официальном сайте, посвященном альбому. Хочется лишь заметить, что по словам самого Смита, особое внимание при работе над музыкой и словами уделалось тому, чтобы текст был достаточно разборчив – а музыка лишь дополняет его, создавая соответствующую атмосферу. Смит выделяет три десятка таких атмосферных “тем” – причем это только “повторяющиеся”, встречающиеся больше, чем один раз. Удивительно, но в одном из интервью он жаловался на отсутствие у него музыкального образования и утверждал, что не знал слова “лейтмотив”.

ssz-airship r33-airship r38-airship
r80-airship r100-airship r101-airship

Сюжет Curly’s Airships – это рассказ о британском дирижаблестроении 20-х годов глазами Джорджа “Кёрли” МакЛауда – выдуманного персонажа, оказавшегося “рядом” с такими проектами, как R33, R38, R80 и R101 – собственно, это и есть “дирижабли Кёрли” (кроме этого, в тексте упоминаются SSZ и R100). Британская дирижаблестроительная программа была одновременно как амбициозной, так и неудачной – и даже трагической – но дизельпанковой романтике с “героическим покорением неба” это совсем не мешает, а то и наоборот. В отличие от “классической” рок-оперы, практически весь текст – это спиритический сеанс (вот и пошли “признаки жанра” из перечисленых в юзеринфо [info]dieselpunk – кстати, тема медиумов и и прочих ”тонких материй” этим не исчерпывается) с МакЛаудом, погибшим в катастрофе R101. “Поющих” персонажей, кроме него, практически нет, но очень хочется отметить Питера Хамилла в роли лорда Томсона (министра авиации в правительстве Рамси МакДональда и одного из энтузиастов британской программы дирижаблестроения) – пусть и представленного “байроническим мерзавцем”, но удостоенного совершенно замечательного танго в качестве лейтмотива.

beauvais

Если уж речь зашла о участниках Van Der Graaf Generator – то нельзя не упомянуть органную партию Хью Бэнтона, создающую предчувствие катастрофы R101. Она была исполнена на церковном органе в французском городке Бовэ, недалеко от места крушения дирижабля.

cardington-shed

“На месте событий” – а именно в ангаре для дирижаблей в Кардингтоне (он сохранился до наших дней) – были записаны некоторые другие музыкальные фрагменты.

Разумеется, перечислить все “признаки жанра” нет никакой возможности – простой рассказ о каждом из них превратил бы этот текст в подобие “дизельпанковой энциклопедии” – но если я порой начинаю злостно панковать, то, чтобы этот текст не потерли из [info]dieselpunk, необходимо упомянуть и про дизель (причем желательно не известной матерной частушкой). К счастью, такую возможность конструкторы R101 нам дали – а Джадж Смит разбавил повествование парой совершенно комических эпизодов, изображающих работу технического комитета, составлявшей техзадание для Imperial Airship Scheme (так называлась британская дирижаблестроительная программа).

beardmore-tornado-in-r101-car

Одним из наиболее спорных пунктов в этом задании было использование на дирижаблях (R100 и R101) дизельных двигателей. Официальное объяснение этого решения (приведенное, например, в официальном отчете о расследовании катастрофы R101) – отсутствие у дизельных двигателей системы зажигания, что должно было снизить риск возгорания водорода (об использовании негорючего гелия речь даже не шла). Другая версия, происходящая из разнообразных слухов – якобы кто-то показал техническому комитету известный трюк с ведром бензина и ведром солярки (в известной русскому читателю литературе описанный у Резуна-Суворова). Члены комитета впечатлились, испугались, что в тропиках бензин может самовоспламениться от жары и добавили требование обязательного использования трудновоспламеняющегося топлива. У Смита решающим стало мнение “престарелого члена комитета”, который был в Индии в 1894 году (а действие происходит в 1924) – и уверен, что на такой жаре бензин неминуемо взорвется. И знаете – этой версии хочется верить!

Именно перетяжеленные и ненадежные дизельные двигатели Beardmore Tornado, наскоро переделанные из железнодорожных дизелей, часто называют среди прочих факторов, приведших к катастрофе R101. Раз речь идет о “версиях” – то я просто обязан упомянуть, что описание событий вокруг R101 в рок-опере основано на “общепринятой” точке зрения – той, которую известный британский историк авиации сэр Питер Мейсфилд называет “мифом” и пытается развенчать в своей книге To Ride the Storm: The Story of Airship R.101. “Общепринятый” взгляд на события основан на автобиографии Невилла Шюта, бывшего одним из разработчиков R100 (”конкурента” R101) – Slide Rule: The Autobiography of an Engineer и “историческом расследовании” Джеймса Лизора The Millionth Chance. Трудно сказать, как все было “на самом деле” – потому что Мейсфилд, хоть и оправдывает в своей книге Томсона и конструкторов R101, все равно не приводит возражений на некоторые сложные вопросы.

Естественно, Смит и не претендует на “объективность” и “документальность”, и даже позволяет себе некоторые отступления от “исторической правды” – но “это художник, он так видит”. В числе прочих “дополнительных материалов” в лицензионном издании есть и комментарии на тему “что придумано, а что откуда взято”. Замечу, кстати, что в числе фраз Томсона есть дословные цитаты из его писем, которые приводят и Мэйсфилд, и Лизор. Вообще, очень многое в Curly’s Airships сделано для того, чтобы передать атмосферу 20-х годов – тут и музыкальные фрагменты, и “внимание к деталям” в виде некоторых характерных для того времени выражений. Тем более странным кажется употребление слова название одной из композиций на втором диске – “Big Chief and Some Minor Bugs”. Если верить “народной этимологии” слова bug в значении “недоработка, ошибка” – то это явный анахронизм.

В любом случае, даже такие возможные “косяки” не могут испортить впечатления от двухчасового погружения в романтику 20-х годов. Если не коробочка с лицензионными дисками, то хотя бы “спираченная” из торрентов запись просто необходима любому ценителю “дизельпанка”.

Tags: 30-е, Великобритания, дирижабль, музыка, признаки жанра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments