Ecoross (ecoross1) wrote in dieselpunk,
Ecoross
ecoross1
dieselpunk

Categories:

Стационары

Оригинал взят у vikond65 в Стационары
Посмотрим еще несколько интересных экспонатов музея истории техники в Черноголовке. Это выпущенные в начале ХХ века стационарные бензиновые моторы, сменившие на некоторых промышленных предприятиях и в крестьянских хозяйствах громоздкие и гораздо менее удобные в эксплуатации паровые двигатели. Стационарные ДВС получили распространение там, куда еще не добрались высоковольтные электролинии, преимущественно - в сельских районах, поэтому в Америке такие моторы называли Farmers Engines - фермерские двигатели, а во Франции -  Moteurs Agricoles - сельскохозяйственные моторы.
Но и на заводах, а также в крупных ремесленных мастерских они применялись нередко, причем для ремесленников владение таким агрегатом являлось признаком зажиточности и обладания серьезным станочным парком. Помните, в знаменитой пьесе Шатрова "Кремлевские куранты" часовщика, приглашенного к Ленину, называли "кустарем-одиночкой без мотора"? Подразумевался именно такой мотор, а его отсутствие означало, что ремесленник - мелкий, его мастерская не имеет станков с машинным приводом, следовательно, он не "буржуй".
Тогдашние станки еще не имели индивидуальных силовых установок, каковыми в современных станках, вплоть до самых крупных, являются электромоторы. В девятнадцатом и начале двадцатого века один или несколько паровых, либо бензиновых двигателей приводили в действие всё оборудование цеха, а то и целой фабрики. Для этого под потолком монтировали длинные валы со шкивами, от которых к каждому станку спускался приводной ремень. По мере развития электрификации такие цеха, опутанные паутинами ремней, постепенно уходили в прошлое и во второй половине ХХ века практически исчезли. А стационарные моторы отправились на переплавку или оказались в музеях как памятники эпохи дизельпанка.

P1020409
Этот российский "стационар", выпущенный в 1914 году, имеет типичную для таких машин конструкцию: один вертикально расположенный цилиндр, литой чугунный корпус, по бокам которого вращаются два шкива-маховика. сверху установлен карбюратор, клапанная коробка и выхлопная труба с глушителем. Брезентовый ремень накинут на шкив передаточного вала, подобного тем, что 100 лет назад крутились под потолками цехов заводов и фабрик. В центре лежит еще один ремень, свернутый в кольцо.

P1020402
Небольшой моторчик от неизвестного производителя одновременно приводит в действие электрогенератор и ленточную пилу.

P1020406
Одними из самых распространенных "стационаров" в начале ХХ века были моторы французской фирмы Dolo Moteurs, основанной в 1874 году Ипполитом Доло. Поначалу фирма занималась производством сельхозтехники, а потом начала выпускать стационарные бензиновые моторы и бензолокомобили, снабжая своей продукцией всю Европу. Этот мотор подключен через ременные передачи сразу к двум динамо-машинам разных типов.

P1020419
Табличка на моторе, изображенном на левом снимке, гласит, что это немецкий двигатель фирмы Vandergammen, выпущенный в 1907 году.
К сожалению, я не смог найти никакой информации ни о самом моторе, ни о его производителе. В интернете о них нет вообще ничего. Могу лишь отметить, что из стационарных моторов, выставленных в музее, этот - самый крупный.
Справа - не моя фотография, это сохраненный во Франции в рабочем состоянии двигатель Dolo, который запустили на одной из сельскохозяйственных выставок. Обратите внимание на стеклянное "окно" в рубашке цилиндра, сквозь которое можно отслеживать уровень охлаждающей воды. У аналогичного двигателя из Черноголовки оно закрыто металлической заглушкой.

30109649
Типичный заводской цех конца XIX или начала ХХ века (в данном случае - ткацкий). Хорошо видна густая сеть приводных ремней.

original
На этом известном снимке, которым нередко иллюстрируют материалы об эксплуатации капиталистами детского труда, тоже запечатлен станок с внешним ременным приводом. Такие приводы долгое время были главным источником производственного травматизма среди рабочих.

21744145
Даже с приходом на заводы электричества ременные приводы кое-где сохранялись еще долго, поскольку хозяевам было жаль расставаться со станками, не выработавшими ресурс. Только вместо паровых или бензиновых моторов ставили электродвигатели.

many_belts_1280
Даже совсем недавно на заводах иногда встречалось оборудование с ременными приводами, вроде этой группы шлифовальных машин. Быть может, где-то оно работает и по сей день.

Tags: оборудование, признаки жанра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments