fvl1_01 (fvl1_01) wrote in dieselpunk,
fvl1_01
fvl1_01
dieselpunk

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Маленькие близняшки для Сиама. Дизельные, недорогие, с большим пушками



Флот каждой небогатой но гордой своими традициями страны разрывается обычно между двумя совершенно противоположными стремлениями. Во первых положение (старинной морской державы, когда то ооооо… или кого то ааааа…) требует наличия мощных , импозантных военных кораблей самых современных типов, что бы было не стыдно. Во вторых все это благолепие и благопожелание разбивается об обычное отсутствие большого количества денег у небогатых стран (в последнее время успехи всемирной экономики сделали так, что денег часто не бывает и у вполне зажиточных потентатов).




В результате каждую военно-морскую программу приходится устраивать так что бы удовлетворить и желание «иметь определенный престиж», и желание все же «остаться в рамках бюджета». И если при этом удастся еще получить вполне гармоничные и отвечающие своему назначению ВМФ – так вообще можно петь и плясать от счастья.

В 1920-1930е годы маленьким но гордым странам было особенно туго… Опыт недавно прогремевшей Первой мировой войны показал что случись какая действительно крупная заваруха – достаться может каждому… Мировой войну назвали в общем не зря. При этом развитие техники требовало соответствия всем нормам – ибо устаревшее и не адекватное ситуации оружие оно было в чем то опаснее, чем вообще не иметь вооружений – ибо требовало затрат на свою эксплуатацию, вместо которых можно было бы купить что то более неотложно нужное. Очень хороший пример, когда после Вашингтонского договора правительство США предложило Польше совершенно бесплатно, то есть даром – несколько сокращаемых эскадренных броненосцев. По мнению американцев они были бы вполне адекватны для обороны невеликой тогда морской территории Польши на Балтике от «болшевикс» и происков Веймарской республики. Все хорошо, но поляки подсчитали что только покраска полученных от США кораблей будет стоить немного дороже всего годового бюджета ВМФ Польской республики.


Вот и правительство Сиама (ныне известного как Таиланд) было вынуждено озаботится усилением своего военно-морского флота оставаясь при этом в рамках скромного бюджета. Если честно – это им удалось, более того зародило традицию в результате которой Королевский Таиландский флот всегда владеет кораблями содержащими какую либо изюминку, недоступную соседям, и «слишком дорогую» даже для куда более богатых страны. Например Таиланд сейчас располагает вполне себе авианосцем, пусть и самым маленьким в мире, («авианесущем дикобразом» (с) А.Больных) что пока недоступно таким соседним сверхдержавам как Китай и Япония. Пикантности добавляет что юридически это единственный в мире частный авианосец. Собственность тайского монарха.

Начало 1930х Сиамский флот встретил под знаком стремительного устаревания корабельного состава. Чудо экономии – королевская яхта «Маха Чакра» хотя и была построена в 1916-1918м году но несла в себе машины и котлы от предыдущей «Чакры», бронепалубного крейсера-яхты 1893 года постройки. Пара эсминцев классического британского типа хотя и были построены в Японии в 1910-1912х годах, но проекты их относились к знаменитым дистроерам Ярроу середины 1890х, блиставших в Русско-Японскую войну.

Несколько канонерок колониального типа, британского образца – вполне обеспечивали нужды таможни и охраны прибрежных вод но сугубо в мирное время. Все вместе они пожалуй могли бы попытаться отбиться от не слишком сильно вооруженного парохода, при условии что с него не будут особо метко стрелять.

Приятным исключением была раздве что заказанная по британскому проекту «очень, очень компактного броненосца береговой обороны» канонерка «Ратанкосиндра».

Но одна ласточка еще не делает весны. Довольно вовремя таиландские моряки вспомнили что незадолго до первой мировой король и министерство финансов утвердили программу усиления корабельного состава в которую кроме «синдры» входило бы еще два три броненосца и некоторое количество мелких кораблей… Не прошло и десяти лет и на эту программу даже стали выделять немного денег.

Осталось определится с проектом и концепцией – вопрос нафига нам флот уже не стоит, а вот какой именно – в самый рост.

Возросшая роль минных заграждений и торпедных атак в ходе Первой Мировой показали, что даже самый крупный корабль может быть потоплен при благоприятных обостоятельствах самым мелким. Пленку с кинокадрами гибели линкора «Сент Иштван» от торпед крошечного фанерного катера Луиджи Риццо думаю тогда посмотрели все.

В общем флот решили строить вокруг мощного минно-торпедного ядра из маленьких миноносцев (маленьких потому что денег нету) действующих во взаимодействии с авиацией берегового базирования… В узостях бухт и проливов между островами побережья Сиама, в устьях крупных и полноводных рек - это в общем и целом было вполне решение… При этом миноносцы по 300-400 тонн все же сохраняли возможность держаться в море и воевать на волнении, чего так не хватало строившемуся в то время в рамках тех же ограничений (возможность воевать с сильными противниками и «денег нету») советскому «москитному флоту». Но эти миноносцы хотелось чем то подкрепить. Чем то что могло бы обеспечить им удачную возможность для атаки, и удачно выйти из атаки. И вот тут то мнения разделились. При этом это что то еще очень бы хотелось что бы могло поддерживать сухопутную армию, обеспечивать десантные операции, прикрывать главные порты страны и поддерживать идею международного престижа…

В рамках имеющихся сумм можно было бы построить еще три броненосные канонерки по типу «Ратанкосиндра» со 152мм артиллерией и приличной для своих размеров защитой. Правда эти канонерки могли бы противостоять в артиллерийском бою максимум эсминцу. Можно было бы соорудить один импозантный лидер эсминцев (таким путем пошли Польша и Югославия). И «показывать флаг» всему миру, и заодно получить возможность водить в атаку свои миноносцы. Правда это был бы всего лишь один из многих кораблей на театре. А можно было бы попытаться получить на рупь пятаков – построить очень мощный кораблик, за предельно ограниченные деньги…

И решили пойти третьим путем – в рамках имеющихся сумм построить два корабля максимально возможных боевых качеств и защиты в пределах 2200 тонн водоизмещения каждого, При этом в «сумме» эти два корабля должны были бы обладать огневой мощью способной на равных бороться с 7000-8000 т легким крейсером, а если повезет и с тяжелым крейсером Вашингтонского типа (10000т, 8*203мм орудий)


Собственно строить такое чудо на отечественных судоверфях никто и не порывался – оставалось объявить конкурс среди мировых судостроительных фирм… Самые сильные позиции были у двух претендентов Италии и Японии. Итальянские верфи уже строили для Таиланда миноносцы, а итальянские корабелы имели опыт постройки дизельных колониальных канонерских лодок, казалось бы идеально соответствующих запросам Сиама. Эти корабли , как построенная для Италии «Эритрея», так и пара построенных для СССР СКР типа «Киров» имели при скромном водоизмещении надежную и экономичную дизельную силовую установку (а минимальные расходы на эксплуатацию это то что так любят представители малых флотов - ибо на корабли деньги сверх лимитов еще можно выбить, а вот на боевую учебу и повседневную службу – надо экономить), приличное вооружение и вполне могли быть защищены при увеличении водоизмещения и адекватной броней. Недостатком были лишь орудия среднего калибра в палубных установках… Такой корабль идеально соответствовал бы колониальным нуждам крупной страны, но как то не смотрелся в роли флагмана маленького но гордого флота.

Японская же сторона предложила решение показавшееся заказчику гениальным. Корабль «собирался» из элементов которые по отдельности применялись на кораблях, но вместе еще не собирались (ближайший аналог разве что финские броненосцы береговой обороны). У японцев были мощные башни под 200мм орудия (не 203, а именно 200мм) – спаренные установки стоявшие на первых японских тяжелых крейсерах и авианосцах Акаги и Кага. При всей мощи орудия (способного вести огонь на 24000м) установка его предполагалась относительно легкой - каждая башня должна была весить «всего» около 154х тонн. Значит появлялся шанс разместить в корпусе 2200 тонн водоизмещением ажно две такие башни, и дать корпусу защиту в виде 62,5мм поясной брони и 25,4мм брони палубы. А использовав дизельную силовую установку из пары обычных для торговых судов дизелей германской фирмы MANпо 2600 лошадей каждый сэкономить еще немного веса на усиление брони башен (стандартная японская башня тяжелого крейсера и авианосца несла только 25,4мм броню – от осколков), на таиландских кораблях удалось придать им солидное 102мм тровое бронирование.


Все остальное то же было «серийным» корпус кроме броненового пояса и барбетов башен был построен по нормам для коммерческих судов и отличался довльно простыми обводами (что удешевило постройку), 76мм зенитки были однотипны с примененными на миноносцах, от размещения было на крыше кормовой башни гидросамолета благоразумно отказались. Все остальное оборудование кораблей то же было типовым в стиле «бедненько но чистенько».

Японские кораблестроители сработали достаточно ударно – заложенные в 1936м году два корабля: Sri Ayuthiya, Шри Аюта и Thonburi (допускается написание и Dhonburi), Тхонбури – вошли в строй в самом начале 1938 года вызвав немалое удивление и уважение морских специалистов… Втиснуть половину вооружения корабля в 10000т в 2265 – при равной защите первому поколению тяжелых крейсеров «ценой» скорости (15 узлов вместо 30-32 «вашинтонцев» - это выглядело по настоящему круто.

А обрадованное руководство Таиландского флота немедленно заказало в Италии два полноценных легких крейсера. Уже океанского а не прибрежного плавания. Их правда , на стадии строительства, конфисковал Муссолини в 1941м, и так и не достроили.

Но понять какой ценой были куплены все эти достоинства можно было только в бою… А вот проверки боем таиландские броненосцы не выдержали. Подвела не сколько техника сколько тактика и уровень подготовки.



Желающие могут погуглить на Battle of Koh Chang. В ходе которой «Тхонбури» был поврежден огнем вишисткого крейсера «Ламотт Пике» и трех канонерок, и выбросился на берег… Погиб сиамский командующий коммандер Luang Phrom Viraphan, 35 моряков, два миноносца затонули. Французы отделались одним попаданием в крейсер без особого вреда для корабля.

Японцы подняли и восстановили корабль, который потом служил как учебный до 1959 года. Второй корабль – «Шри Аюта» уклонившийся от боя с французами в 1941м, нашел свою судьбу через 10 лет – в 1951м 3 июля он был потоплен огнем таиландской береговой артиллерии во время очередного военного переворота, каковые в стране были с 1932 по 2006 год вполне обычным явлением. Он стал последним в мире броненосцем погибшим в бою.

А теперь «слайды» вот они красавцы

Схема бронирования


Схема корабля – обратите внимание на плотность компоновки


Одно из немногих фото до боя 1941 г



И то что от них осталось – установленные в качестве памятника на суше орудийная башня носовые рубки и фок-мачта «Тхонбури». Военно-морской мемориал в Samut Prakan.


От греха подальше и бережения для – орудия «охолощены» в лучших традициях музеев СССР – замки сняты, накатники выведены из строя , мало ли – вдруг опять переворот какой.


Tags: флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments