lord_k (lord_k) wrote in dieselpunk,
lord_k
lord_k
dieselpunk

  • Location:
  • Mood:

Теоретическая часть (3)

После некоторого перерыва продолжаю публикацию статьи уважаемого коллеги Larry, отвергнутой википедистами - и по-прежнему надеюсь на конструктивное и заинтересованное обсуждение.


Литература дизельпанка
В произведениях, относящихся к нашему жанру, наиболее часто затрагиваются темы альтернативной истории и Второй мировой войны. Один из наиболее популярных дизельпанковых романов - "Фатерланд" Роберта Харриса, действие которого происходит в мире, где Германия нанесла поражение СССР и европейским странам, а Великобритания превратилась в марионеточное прогерманское государство. Результат этих событий - холодная война между США и Германией (а не между США и СССР). Другие примеры дизельпанк-романов - "Тень в дымке" Брайана Морленда, "Легенды Первой оккультной войны" Кевина Куни, The Keep Ф. Пола Уилсона и "Бесы Восточного фронта" Дэвида Бишопа.
Можно назвать несколько рассказов, написанных в жанре дизельпанка. Один из них - "Удача" Кима Стэнли Робинсона, в котором решение об атомной бомбардировке Японии приносит "альтернативный" результат. Еще один пример - "Смерть Капитана Будущее" Аллена Стила, удостоенный премии "Хьюго". Оба опубликованы в антологии лучших альтернативно-исторических рассказов ХХ века под редакцией Гарри Тертлдава и Мартина Х. Гринберга.
Характерная особенность жанра, впервые отмеченная в блоге The Flying Fortress, - то, что в дизельпанке господствуют два разных направления (или стиля) - оттенсианский и пайкрафтианский. Чертой раздела между этими направлениями как правило считается начало Второй мировой войны.
Пайкрафтианцы, вслед за своим учителем Пайкрафтом, сосредотачивают внимание на эстетике мировых войн и обсуждают возможности развития цивилизации в условиях длительного, перманентного вооруженного конфликта. Это направление проецирует эстетику дизельной эры на гораздо более поздние исторические периоды, описывая мир, где выживание (с опорой на дизельную технику) ставится выше эстетической эволюции, - что мы можем наблюдать в кинофильмах вроде "Безумного Макса".
Второе, оттенсианское направление, вслед за своим основоположником Ником Оттенсом, предпочитает сеттинг, где декаданс и утопическая философия двадцатых годов продолжают развиваться, нетронутые ни экономической депрессией, ни войной. В оттенсианских дизельпанк-фантазиях техника играет положительную роль, а утопические идеалы, характерные для межвоенных всемирных выставок, претворяются в жизнь. Как следствие, оттенсианство отличается оптимизмом и имеет немало общих черт с ретрофутуризмом.
Комментарий:
Этот раздел вызывает у меня определенное недоумение. Дело не только в том, что я категорически отказываюсь считать "Фатерланд" дизельпанком (но признаю определенную роль, которую эта книга сыграла в пробуждении интереса к жанру), но и в отсутствии упоминания "Человека в высоком замке" Филипа К. Дика. Можно назвать еще десятки книг, в том числе опубликованные пятьдесят и восемьдесят лет тому назад. И совершенно необходимо упомянуть "Континуум Гернсбека" Уильяма Гибсона! Этому рассказу скоро тридцать лет, кстати.
Далее уважаемый автор кратко излагает позиции двух школ (или лагерей), ведущих друг с другом вполне корректную дискуссию уже добрых года три. Подобная дискуссия могла бы развернуться и у нас, но этого пока не случилось. Различия между пайкрафтианским и оттенсианским (или дистопическим и утопическим, как предпочитает говорить сам Оттенс) подходом выходят далеко за пределы литературы. Однако в статье проигнорирован третий подход, а он существует: изучение материальной культуры дизельной эры и переосмысление ее достижений не с позиции вымышленного мира, а в нашем реальном времени. Творчество "Детей Иофана" - тому живой пример.
Дизельпанк и индустрия игр
Во многих ролевых и компьютерных играх можно найти черты дизельпанка. Некоторые ролевые игры (GURPS Cliffhangers by Steve Jackson Games, Daredevils by FGU и Pulp Hero by Hero Games) проходят в атмосфере приключенческих сериалов 1930-х годов. Другие игры - например, Operation: Fallen Reich by Fallen Publishing, гротескная интерпретация Второй мировой войны - достаточно легкомысленны, или же, напротив, мрачны и серьезны(Call Of Cthulhu, published by Chaosium).
Дизельпанк в компьютерных и консольных играх за последние годы стал чрезвычайно популярным жанром - благодаря успеху Fallout и Bioshock. Популярна и Вторая мировая война (см. Return to Castle Wolfenstein, Command and Conquer: Red Alert и Turning Point: Fall of Liberty).
Комментарий:
Я не геймер. Но по-моему, здесь что-то не так. Или мне кажется?

В качестве оформления использована фоторабота А. Родченко "Стереотипы" (из цикла "Газета", 1928)
Tags: компьютерные игры, литература, признаки жанра, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments