p_d_m (p_d_m) wrote in dieselpunk,
p_d_m
p_d_m
dieselpunk

Category:

"Великолепная культурная машина"

Глиссер "Экспресс" (ОСГА-25) - замечательное советское судно предвоенного времени, революционное как по дизайну, так и по концепции и элементам конструкции.



"Экспресс" проектировался в Отделе строительства глиссеров и аэросаней (ОСГА) при НИИ ГВФ, под руководством ведущего конструктора В.А.Гартвига. Непростая задача по созданию скоростного комфортабельного морского судна потребовала обратится к нетривиальным решениям. Для глиссера была выбрана схема катамарана, плоская перемычка-мост между двух поплавков весьма кстати создавала дополнительный эффект экрана; конструкционный материал - армированный стальной сеткой текстолит, надстройка из бакелитовой фанеры (знакома также как дельта-древесина). Четыре "оморяченных" авиадвигателя М-34 (ГМ-34) с общей мощностью 2100л.с. выводили судно на глиссирование, в качестве вспомогательной силовой установки использовались два автомобильных мотора ГАЗ-М1 по 50 л.с.. Большое внимание уделялось акустическому комфорту.



Пассажирские салоны размещались в поплавках, отдельные VIP-каюты, в.т.ч. со спальными местами, были в надстройке. "Мост" занимал буфет, с замечательными подвесными столиками и c оригинальными креслами. Интерьер разрабатывал выпускник ВХТИ В.Мещерин. Его труд, да и внешний облик всего судна тоже, считался замечательным образцом предвоенного промышленного дизайна.

              


"Экспресс" был рассчитан на перевозку 100 пассажиров, максимальная нагрузка - 150 человек.
Строился глиссер на московском авиазаводе №1. При конструировании закладывалась возможность перевозить его по железной дороге в разобранном виде, именно так он добрался до Черного моря. В октябре 1939 года судно прошло государственные испытания и 17 апреля 1940 года состоялось официальное открытие скоростной линии "Сочи-Сухуми". Два с половиной часа (с тремя остановками в Гаграх, Новом Афоне и Гудауте) на комфортабельном судне - и вот вы в столице солнечной Абхазии. Пассажиры от "Экспресса" были в восторге!
Отзыв пассажирки: Поездка на глиссере - истинное наслаждение, нужно побольше строить таких великолепных культурных машин.".



Некоторые технические характеристики пассажирского глиссера "Экспресс":
Длина наибольшая, м.....................24,17
Ширина габаритная, м....................12,30
Осадка, м................................1,25
Водоизмещение полное, т....................42
Грузоподъемность полная/полезная, т.....19/13
Скорость максимальная, пустого, км/ч.......96
Скорость максимальная, с нагрузкой, км/ч...86
Скорость нормальная, км/ч..................70
Дальность плавания, 
 со скоростью 70км/ч, км..................560
 под двигателями ГАЗ-М1, км..............2100

1940 год была единственным годом навигации, за это время глиссер перевез 18500 пассажиров и прошел 22000км.
В 1941 году, с началом войны, с глиссера снимают двигатели для использования на торпедных катерах. С приближением немцев к Сочи судно было разрушено.


"Катера и яхты", 1974, №5
"Техника и вооружение", 2010, №5

Tags: СССР, аэродинамика, дизайн, транспорт, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments