lord_k (lord_k) wrote in dieselpunk,
lord_k
lord_k
dieselpunk

Categories:

Авиакрейсер Gotland

Любимая фантазия создателей альтернативных флотов - гибрид линкора (или крейсера) с авианосцем. Между тем был в составе шведского флота корабль, для которого даже специальный класс придумали - flygplanskryssare, "самолетный крейсер". Советский справочник 1936 года классифицирует этот корабль как "легкий крейсер-авиатранспорт", в более поздних изданиях встречается и определение "крейсер-гидроавианосец".
Корабль Его Величества Gotland начали проектировать в 1926 году - вначале как "чистый" транспорт гидросамолетов. По требованию военного ведомства в проект были внесены значительные изменения - корабль должен был выполнять функции боевого крейсера и минного заградителя. Представленный проект с тремя башнями главного калибра оказался слишком дорогим, и во имя экономии две 6-дюймовые пушки разместили в одинарных башнях по обе стороны мостика.




Крейсер Gotland был заложен на верфи Götaverken в 1930 году, спущен на воду в 1933-м и вступил в строй 14 декабря 1934 года. Он был именно авиатранспортом - летная палуба отсутствовала, на корме стоял кран для подъема гидросамолетов. Авиакрыло вначале состояло из четырех бипланов Hawker Osprey, затем были закуплены еще два. Вообще-то крейсер был рассчитан на восемь таких бипланов, но никогда не нес больше шести.

Важно отметить, что самолеты служили только для разведки и корректировки огня. В бой Gotland должен был идти без них. Более того, действовал приказ в боевой обстановке сливать запас авиационного топлива после того как последний самолет ушел в полет.

Ни в какой бой Gotland не пошел, но сыграл довольно важную роль в истории войны на море: 20 мая 1941 года он обнаружил германский линкор Bismarck и тяжелый крейсер Prinz Eugen, о чем было сообщено по радио в морское министерство. Далее версии расходятся - то ли радиограмма была перехвачена британцами, то ли норвежский офицер в Стокгольме узнал о ней и сообщил ее содержание британскому морскому атташе. Так или иначе, с этого началась знаменитая "охота", закончившаяся 27 мая потоплением германского линкора.

На практике самолеты, размещенные на сравнительно низкобортном крейсере, регулярно заливало. Тем не менее послужили они на удивление долго - до 1947 года. Последние годы они находились на береговых базах, а Gotland был модернизирован и превращен в крейсер ПВО. Его авиатранспортная карьера закончилась в 1943 году, а служба - в 1956-м. Крейсер был списанв 1960-м, продан на слом в 1962-м и демонтирован в 1963-м.









Герб HMS Gotland:
Tags: Швеция, авиация, флот
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments