lord_k (lord_k) wrote in dieselpunk,
lord_k
lord_k
dieselpunk

Category:

Снегомобиль Элиасона

По сравнению с аэросанями и могучими антарктическими снегоходами это транспортное средство выглядит более чем скромно. Но упоминания безусловно заслуживает.
Изобрел его Карл Элиасон, родившийся в 1899 году. Карл увлекался ловлей всякой живности, расставлял в лесах ловушки - но получать удовольствие от этого занятия ему мешала хромота. Намучившись с лыжами и снегоступами, он решил объезжать ловушки на моторизованных санках, первый образец которых был изготовлен в 1924 году.

Дальнейшая история снегомобиля, он же Motor Toboggan, изложена здесь. Я же ограничусь кратким изложением и несколькими иллюстрациями.


Самый первый снегомобиль Элиасона был оснащен двигателем водяного охлаждения мощностью 2,5 л. с. О его устройстве дает неплохое представление патентное свидетельство, выданное в 1927 году:

Охотники и проводники оценили изобретение по достоинству и начали заказывать у Элиасона мотосани большей мощности - сначала с 12-сильным двухцилиндровым двигателем Excelsior:

а затем и с 25-сильным Indian 45 CID.
Объем производства был небольшим - с 1924 по 1941 год в Сейнере, штат Висконсин, было собрано около тридцати машин. Самые крупные из них были рассчитаны на четверых седоков:


В 1939 году интерес к снегомобилю проявило финское военное ведомство. Финны выразили намерение заказать 150-200 мотосаней. Хотя никакого договора подписано не было, Элиасон отнесся к потенциальным заказчиком со всей серьезностью, вступил в переговоры с владельцами завода грузовиков Four Wheel Drive (FWD - да, это была официальная торговая марка) в Клинтонвилле и продал им свой патент. На FWD началась подготовка к серийному производству снегомобиля, Элиасон был назначен главным консультантом. А патент был зарегистрирован заново:

Финны так и не приобрели ни одного снегомобиля, однако 150 экземпляров заказало (и получило) военное ведомство США - для обороны Аляски. Именно такой дивайс, выкрашенный в белое и вооруженный пулеметом, изображен на обложке журнала Popular Mechanics (cм. выше). Другие издания также не прошли мимо мотосаней:


Еще один несостоявшийся иностранный заказчик - СССР. Сайт, на который я ссылаюсь, сообщает о визите группы советских представителей, которые приехали в Клинтонвилль и испытали снегомобиль на льду реки Пиджон, прихватив с собой пулемет (без боезапаса), одолженнный в местной библиотеке (sic!). Заказа, однако, не последовало.

Серийное производство в Клинтонвилле продолжалось до 1947 года. Всего было выпущено 300 снегомобилей. Помимо военного ведомства, их заказывали охотники и Управление заповедников.


Если верить фирменному проспекту, снегомобиль мог развивать скорость до 40 миль в час (64 км/ч):




В 1947 году производство было перенесено на канадский филиал FWD в Китченере, провинция Онтарио. Снегомобиль продолжали совершенствовать:

Считается, что модель К-12 (1955) с задним расположением двигателя послужила образцом для мотосаней Polaris, завоевавших широкую известность во всем мире.
Выпуск снегомобилей в Китченере закончился в 1963 году, а последний снегомобиль FWD был выпущен годом позже на канадском заводе братьев Картер.
Tags: США, транспорт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments