Калянец aka Николай Эдельман (nicolya) wrote in dieselpunk,
Калянец aka Николай Эдельман
nicolya
dieselpunk

Categories:

Дизельпанк на колесах, ч. 2

(кросспост из nicolya.livejournal.com)

Продолжим про чехословацкие машины, раз мы на них остановились в прошлый раз. Одним из известных производителей автомобилей в Чехословакии до войны была компания Aero, начинавшая, как следует из ее названия, с выпуска аэропланов, а в 1929 г. освоившая и автомобили - главным образом малолитражки. Казалось бы, при такой "родословной" она могла смелее экспериментировать с аэродинамическими формами, но нет - до войны продукцию компании составляли главным образом машины вполне стандартного вида; представленные ниже образцы построены на шасси Aero сторонними производителями, в духе общеевропейского увлечения футуристическими купе.

Первую из этих моделей, в духе знаменитого Bugatti Atlantic, до которого я рассчитываю добраться несколько позже, в 1936 г. построила в единственном экземпляре на шасси Aero 1000 пражская фирма "Uhlik".


Источник: http://www.auta5p.eu/vystavy/retro_2003/retro_057.htm

Заслуживает внимания также этот кабриолет на шасси Aero 50, построенный в 1939 г. уже упоминавшейся в прошлом выпуске фирмой Sodomka. Похожими кузовами оснащались также модели Aero 30, а вообще этот кузов очень напоминает творения фирмы Figoni & Falaschi, которые в те годы ставились на машины Delahaye, Talbot и прочие. О них мы тоже поговорим впоследствии, если дойдут руки.


Источник: http://www.auta5p.eu/katalog/sodomka/aero_50_01.htm

У другого известного чехословацкого автопроизводителя - компании Praga - производство футуристических машин было поставлено на более широкую ногу. Так, часть автомобилей Super Piccolo в 1934-1936 гг. строилась с такими "понтонными" кузовами с необычным изгибом решетки радиатора:


Была и разновидность с полностью закрытыми колесными нишами:

Источник: http://www.auta5p.eu/katalog/praga/praga.htm

Что же касается всем известной "Шкоды", то там, помимо прототипов автомобиля в духе заднемоторной "Татры", о которых напоминал уважаемый lord_k, в 1936-1938 гг. на базе модели Popular строились купе Monte Carlo, названные так в честь успешного выступления соответствующей модели в соответствующем ралли. Обратите внимание на фары, закрытые решетками. С подобным мы еще встретимся.

Источник: http://www.auta5p.eu/katalog/skoda/skoda01.htm

Наконец, нельзя не отметить эту конструкцию фирмы Wikov (1922-1937, по имени основателей - Вихтерле и Коваржика). Это в высшей степени дизельпанковое купе, imho, далеко опередившее свое время, было построено еще в 1931 г. на шасси модели Wikov 35 и выставлялось на пражском автосалоне. Всего было сделано 3 машины такого дизайна, и каждая получила свое имя: "Капка" (видимо, это та, что изображена на снимке), "Красин" (уж даже и не знаю, в честь кого - но возможно, это что-то значит по-чешски) и "Капуцин".

Источник: http://www.auta5p.eu/katalog/wikov/wikov_35_02.htm

Увлечение ародинамическими кузовами затронуло также компанию Steyr ("Штайр") из соседней Австрии - напомню, кстати, что территория Чехословакии до 1918 г. входила в состав Австро-Венгрии; более того, главным конструктором Steyr в 1917-1921 гг. работал Ганс Ледвинка, затем вернувшийся на "Татру" (он ушел с нее в 1917 г., когда она еще называлась Nesselsdorfer) и ставший создателем заднемоторных "Татр". Впрочем, он вряд ли имел отношение к малолитражке Steyr Baby. Ее конструктором был Карл Йеншке. Она выпускалась в 1936-1940 гг. - сперва как модель "50" с литровым 22-сильным мотором, а с 1938 г. как модель "55" с мотором в 1,15 л и мощностью 25 л.с. Всего таких машин было построено около 13 тыс. шт.

Источники: http://www.zuckerfabrik24.de/steyrpuch/steyr50_1.htm
http://www.auta5p.eu/muzea/tm_wien_2002/tmw_51.htm

В свою очередь, от Австрии логично перейти к соседней Германии, тем более что всем известный Фердинанд Порше начинал свою деятельность именно в Австрии, сначала создав электромобиль Lohner-Porsche, а затем работая главным конструктором на фирме Austro-Daimler. Уже с конца 1920-х гг., перейдя на службу в немецкий Daimler, он начал разрабатывать концепцию компактного заднемоторного автомобиля с обтекаемым кузовом, из которой в конце концов получился всем известный "Фольксваген-Жук". Впрочем, его тогдашнее начальство эту идею не разделяло, и Порше стал развивать ее с 1931 г. совместно с фирмой Zundapp. Там было построено 3 прототипа с радиальным 5-цилиндровым мотором, но дальше этого дело не пошло.


Zundapp Typ 12 (1932) - один из вышеупомянутых прототипов
Фото: http://www.auta5p.eu/katalog/volkswagen/vw1.htm

Следующий прототип был построен в 1933 г. на фирме NSU:


NSU 32
Фото: http://www.auta5p.eu/katalog/volkswagen/vw1.htm

К этому времени проект Порше получил мощную поддержку со стороны руководства Третьего рейха, пообещавшего построить для немцев "народный автомобиль". Так появилась на свет машина KdF, серийный выпуск которой удалось развернуть лишь после войны под названием Volkswagen. Не буду сейчас вдаваться в подробности этой известной истории, тем более, что "Фольксваген-Жук" трудно причислить к собственно дизельпанкам, так как это был проект вполне реализованный, причем в чрезвычайно массовых масштабах. Однако, изображение одного из прототипов все же приведу:


KdF-30 (1937)

Сильное внешнее и конструктивное сходство машины Порше с аэродинамическими "Татрами", о которых мы говорили в прошлый раз, даже послужило причиной скандала. Сам Порше признавал, что, проектируя "Фольксваген", он "заглядывал через плечо Ледвинке". "Татра" выдвинула иск, однако Гитлер, захватив в 1939 г. Чехословакию, заставил чешскую фирму прекратить выпуск своей модели Tatra-97. После войны этот вопрос был поднят снова, и в конце концов "Фольксваген" заплатил в 1961 г. "Татре" 3 миллиона марок компенсации. Это, в частности, привело к тому, что у "Фольксвагена" не хватало денег на разработку новых моделей, и выпуск "Жука" по необходимости пришлось продолжить.

(Информация: http://en.wikipedia.org)

Сам Порше, как известно, основал фирму своего имени, первые модели которой заслуживат называться родными братьями "Фольксвагена", тем более что вот эта ультрадизельпанковая машина Porsche 64, известная также как Volkswagen Aerocoupe, была построена в 1939 г. на базе KdF. Хотя официально компания Porsche существует с 1948 г., этот автомобиль порой называют первым "настоящим Порше". Построенная в количестве 3 штук, эта машина предназначалась для гонок.


Porsche 64 (1939)
Источники: http://en.wikipedia.org/wiki/Porsche_64
www.supercars.net

Проявляли интерес к аэродинамическим конструкциям и другие германские фирмы. Например, эта машина - Adler-10, известная также как Adler-Stromform и Adler-Autobahn, выпускалась в 1937-1940 гг. (Построено более 5 тыс. штук):


Источник: http://www.autogallery.org.ru/adlsf.htm

Впрочем, в контексте дизельпанка большего внимания заслуживает вот этот гоночный автомобиль, построенный на шасси 1,5-литровой модели Trumpf по чертежам Поля Ярая, известного своими аэродинамическими кузовами. Машина создана в 1937 г., тоже для гонок.


Источник: http://www.conceptcarz.com/vehicle/z2586/Adler-Rennlimousine-Competition.aspx

Интересные аэродинамические кузова также строились для BMW. Приведу лишь два из них. Первый был построен в 1938 г. на шасси модели 328 кузовной фирмой Wendler по проекту барона Кёниг-Фахзенфельда.


Источник: http://www.ultimatecarpage.com/car/4172/BMW-328-Wendler-Coupe.html

Второй - купе BMW 328, построенное в 1940 г. для известных гонок Mille Miglia:



Еще одна аэродинамическая модель - Hanomag 1300 Autobahn (1939-1943). Название, как и у показанной выше модели "Адлера", намекает на то, что машина создавалась в расчете на езду по автобанам, строительство которых в больших количествах велось в Третьем рейхе.



Наконец, отдельного внимания заслуживает эта машина - Mercedes-Benz T80, построенный в 1939 г. для установления рекорда скорости. Как я уже говорил в начале предыдущего выпуска, тема рекордно-гоночных автомобилей нас может очень далеко завести, но уж больно машина хороша. Этот шестиколестный автомобиль, оснащенный 12-цилиндровым 44,5-литровым мотором в 3000 л.с., по расчетам был способен развить 750 км в час. Но до рекордных заездов из-за начавшейся войны дело так и не дошло.


Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Mercedes-Benz_T80

Продолжение следует
Tags: Германия, Чехословакия, авто, аэродинамика, дизайн
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments