ignis_b (ignis_b) wrote in dieselpunk,
ignis_b
ignis_b
dieselpunk

Categories:

про самолётики

Началась эта история в те наивные, романтические времена, когда для эпохальных свершений людям хватало собственного энтузиазма и некоторого денежного бонуса.

Лирическое отступление №1. Поколение, воспитанное в русле традиционной советской идеологии, традиционно морщится при сочетании несочетаемых в их представлении понятий "подвиг" и "деньги", "эпохальное свершение" и "бабло", "достижение" и "материальное вознаграждение", "рекорд" и "наличные". Может быть, ещё и поэтому речь сейчас пойдёт о НЕcоветском самолёте и НЕсоветском летчике. Конец лирического отступления №1.
И вот, в двадцатых годах такого же века Раймонд Ортейг, американский бизнесмен, посулил 25 тысяч долларов любому, кто перелетит из Нью-Йорка в Париж или наоборот.
Жадные до наличных акулы капитализма тотчас возбудились Эти посулы вызвали бурную реакцию прессы, общественности и деловых людей с обеих сторон океана.
Первыми возбудились легкие на подъем французы. П. Тараскон пытался дважды, первый раз в 25-м (из-за различных несостыковок перелет не состоялся) и в 26-м (не хватило денег, о, эти презренные деньги!.. на подготовку самолета). Р. Фонк, известный по первой мировой войне (да, и тогда были летчики-асы), попытался на трехмоторнике S35. Дальше попытки взлета дело не пошло - минус самолет, минус 2 из 4-х человек экипажа (сентябрь 26-го).
Американцы тоже бодрые ребята, и со своей стороны маршрута старались как могли: Дж. Дэвис и М.Вустер и "Pathfinder" (непонятно, был ли это именно K-47 Pathfinder Keystone, и была ли эта машина переделанным бомбардировщиком), попытка взлета, минус самолет и экипаж.
Ч.Нунжессер, стартовав из Франции, до океана долетел, где-то там и остался вместе с самолетом.
А вот Чарльз Линдберг, упертый молодой американец, подошел к проблеме обстоятельнее своих коллег. В качестве ТС он выбрал самолет малоизвестной фирмы Ryan Airlines, которая как раз в то время запускала в производство одномоторный верхнеплан М-2.
Гражданин Линдберг договорился о сотрудничестве с главным конструктором фирмы и с ним вместе доработал самолет, "чтоб оно летело более-менее прямо и, главное, долго".
Лирическое отступление №2. Можете ли вы себе представить, чтобы к советскому главному инженеру КБ или авиазавода пришел советский человек и сказал: "я тут хочу до Лондона прокатиться, давай-ка смастерим самолетик, денег дам"? Именно на Советский Союз и принятые там порядки я возлагаю вину за то, что у нас до сих пор практически нет частной малой авиации и заточенных под ее нужды структур. Конец лирического отступления №2.
Ну так вот.
Местные состоятельные парни решили вложиться в это дело, надеясь вернуть своё ($1000 залога за самолёт и примерно десять с половиной тысяч - за движок) на рекламе, и в конце февраля 27-го переделка началась.
В результате понятного стремления Линдберга взять побольше бензину и поменьше ненужного хлама из самолёта убрали вообще всё:
- кабину подточили под габариты летчика
- штурманское место убрали вместе с предполагаемым штурманом, туда же ушли такие бесполезные девайсы, как радиостанция и секстант (местоположение и куда лететь Линдберг спрашивал у встречных судов, приглушив мотор и свесившись из кабины), а также топливомер (Линдберг небезосновательно предполагал, что количество топлива может прикинуть на глазок, а если не хватит, то упадешь что с топливомером, что без).
- для пилота поставили плетеное кресло, оно лёгкое.
- бак расположили перед кабиной; вспомогательные баки были в крыльях, кстати, размах последних пришлось увеличить.
Вообще же конечное творение называлось Ryan NYP (NYP означает "Нью-Йорк - Париж", конечно) и носило прозвище "Spirit of St.Louis" (состоятельные парни, выделившие денег, были из Сент-Луиса).
Линдберг взлетел 20 мая утром, и всего через 33 с половиной часа выпал из самолёта во Франции, аккурат на руки ликующей толпы, был обласкан, похвален и осыпан материальными благами.
Лирическое отступление №3. Вот читатель, наверное, думает, а что это за лирические отступления такие про Советский Союз. А вспомни, читатель, про советский спорт (а такой перелёт, несомненно, еще и спортивное достижение). И про стоны совков о "загубленом советском спорте". А я, читатель, вместе с тобой вспомню карикутуру из журнала "Крокодил" - сильно побитый мужик с флагом США на майке, и дядька, сующий ему чемодан денег со словами "вот тебе, Джон, за выход в финал", а рядом - мужик с советским флагом на майке, и крендель, со словами "вот тебе, Коля, за победу в финале" сующий ему красненький такой вымпелочек. И ещё давай вместе вспомним, что с падением СССР идеологический жупел как средство давления на спортсменов исчез, а финансового так и не появилось до сих пор. И давай ещё вместе поудивляемся и повозмущаемся, как это русские красавцы и красавицы смеют успешно заниматься спортом для постороннего дяди за какие-то презренные деньги. Нет бы славить партию и правительство и вымпела за олимпийское золото получать. Конец лирического отступления №3.
Чтобы получить примерное впечатление об ощущениях и совершенствовании словарного запаса Линдберга, немного посмотрим на самолет.
Вот его ЛТХ: Размах крыла - 14м. Длина самолета 8.40м. Высота - 2.50м
Площадь крыла 29.70м2. Масса пустого самолета 975кг, максимальная взлетная - 2380кг.
Двигатель Wright Which J-5C (звездообразный девятицилиндровый воздушного охлаждения с двухлопастным дюралевым воздушным винтом постоянного шага)
Мощность л.с. 1 х 223л.с.
Максимальная скорость - 210км/ч, крейсерская - 180км/ч.
Практическая дальность - 6600 км, Практический потолок - 5000м.
Экипаж - 1 человек.

Вот фотография этого чуда в полете:


А вот фото изнутри кабины (микрософт флайт симулятор точен и красив):

Внимательный читатель уже задался вопросом, а как же он видел, куда лететь?
Отвечаю: перед кабиной бензобак, а перед бензобаком - двигатель. Эти штуки непрозрачные, поэтому обзор из передней полусферы не просто нулевой, его нет вообще.
А в качестве альтернативы есть перископ. Вот видишь, читатель, чуть левее центра над циферблатами окошечко голубеет? Так вот это оно, перископ. Что в него увидел - тем и довольствуйся.
Тепло- и звукоизоляции нет. Закрылков нет. Посадочного тормоза нет. Шасси не убирается. Хвостовая опора - костыль. Из средств навигации - карта, компас и случайно встреченные рыбаки.
1600 литров топлива, из-за чего пробег такой длины, что до Парижа проще было докатиться, чем лететь. По той же причине потолок полностью заправленного самолёта - метров 50.
И ещё одна милая подробность: подача топлива в двигатель осуществляется только из основного бака, а когда там кончается, то из вспомогательных баков (в крыльях) бензин надо перекачивать в основной. Насос ручной (ручка такая в кабине).
И вот летит наш герой около полутора суток в мерзлой кабине, охреневший от грохота двигателя и недосыпания, и непрерывно дрочит ручку топливного насоса. Недаром президент Франции вручил парню орден Почетного Легиона.
Как Линдберг после такого перелета на таком самолёте умудрился приземлиться - науке неизвестно.

Вот собственно пока всё.

УПД: Есть предложение построить репликант этого механизма и использовать его для нужд православной церкви, например, всякий рукополагающийся на сан священник должен пролететь на этом чуде хотя бы километров пятьдесят.
И попов будет меньше и расходов на их содержание.

УПД№2: сам самолет сохранился и находится в музее аэронавтики США. В семидесятых годах была построена его полностью функциональная копия.

УПД№3(дисклеймер): Автор поста с уважением относится к достижениям авиастроения в Советской России и к легендарным лётчикам Советского Союза.
Лирические отступления касаются конкретных вещей и конкретного положения дел; текст несколько смягчил.
Tags: 20-е гг, США, Франция, авиация, беспосадочные перелеты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments