Sergey.Starodub (xoxol_xoxlovich) wrote in dieselpunk,
Sergey.Starodub
xoxol_xoxlovich
dieselpunk

Два колеса хорошо, но и одно тоже ездит :)

Оригинал взят у xoxol_xoxlovich в Два колеса хорошо, но и одно тоже ездит :)
В 1952-53 годах фотограф журнала Life, Дин Лумис (Dean Loomis), сделал серию снимков интересного аппарата. Название ему - моновил (monowheel).

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


Я, честно говоря, думал, что это какой-то розыгрыш или бутафорская модель - уж слишком футуристически она выглядит даже для наших дней, не говоря уже о середине ХХ века. Решил почитать, что же это за зверь такой. И, честно говоря, был сильно удивлен - оказывается, первый моновил появился гораздо раньше - еще в начале XX века! Точнее - моновил с приводом от двигателя появился в начале ХХ века, а если говорить о самой идее, то и того раньше.

Чтобы расставить точки на i, договоримся сразу о терминологии :) Есть моновил, а есть юнивил. Разница в том, что у моновила посадочное место расположено внутри диаметра колеса, тогда как у юнивила оно вынесено за пределы.

Ну что - готовы удивляться тому, как люди извращались над дизайном одноколесных машин?:)

13. В 1869 году в разных точках мира появилось сразу несколько педальных моновилов. По непроверенным источникам, этот конь педальный моновил на педальном приводе - первый или, во всяком случае, один из первых в своем классе. Был построен в 1869 году ремесленником Rousseau из французского города Marseilles. Велик крутой - внутреннее колесо диаметром 230 см, руль только для того, чтобы держаться, а в повороты входить лишь посредством наклона, в то время еще не было надувных шин, поэтому внешнее колесо целиком металлическое. Ух... Представил себе комфорт езды :) Кстати, тормоз был - с обеих сторон приводного колеса установлены балки, которые при нажатии ручки тормоза сходились, зажимая колесо и тормозя всю конструкцию.



14. Еще один француз, месье Джексон из Парижа, сделал свой моновил в том же году. На фото - реплика его моновила.


15. Американцы тоже подсуетились и в том же 1869 году Аллэн Грин и Элиша Дайер, оба из Род Айлэнда, представили свой вариант моновила. Они даже запатентовали этого зверя.


16. Патент Грина и Дайер


17. Но первый патент на подобное изобретение в США приписывают Джорджу Бергнеру (Georg Bergner) из города Вашингтон, штат Миссури. Чуть-чуть он опередил предыдущую парочку :)


18. Был еще моновил Льюиса Харпера из Миннесоты, хоть дата его концепта и неизвестна, ух очень сильно похож дизайн на изобретение француза Руссиу.


19. 1869 год был либо урожаен на дурь, либо одно из двух :) Но факт остается фактом - еще один моновил жителя Коннектикута Ричарда Хэмминга этого же года. Отличие этой модели - педали вращаются руками. С учетом диаметра внешнего колеса, не думаю, что такой велик легко было разгонять. Зато ездок был защищен от дождя небольшим навесом. Хоть Хэмминг и получил патент на это чудо, неизвестно, существовала ли рабочая модель или осталась только на бумаге.


20. В 1881 году еще один француз, месье Готье (Gauthier), предложил свой вариант дизайна. Я минут 5 потратил на изучение рисунка - правильно ли я понимаю, что ездок сидит на конструкции, подвешенной в воздухе и закрепленной лишь в центральной части конструкции? Тогда там профиль должен быть как у ж/д рельсы, ну и вес моновила соответственно при внешнем диаметре 2 метра. Эта картинка увидела свет в журнале La Nature осенью 1881 года.


21. Была попытка применить моновил в виде лошадиной кареты. В 1883 году польский изобретатель Станислав Барыка предложил такой вариант.


22. Мистер Харпер все никак не мог угомониться и примерно в 1892 году запатентовал еще один вариант моновила.


23. Патент Харпера


24. А как вам такой вариант? Мне он не кажется правдоподобным. Некто Арчибальд Шарп в 1896 году разместил эту картинку в своей книге "Bicycles & Tricycles: A Classic Treatise on Their Design and Construction (Dover Transportation)" (Amazon).


25. В 1897 году очередной американский концепт авторства Вернона Венабла (Vernon D Venable) из Вирджинии. Ну, тут все просто - маленький велик внутри большого колеса. Белка-стайл :)


26. 


27.


28. С приходом ХХ века у изобретателей появилась новая игрушка, с которой можно было играться - двигатель внутреннего сгорания. В 1904 году на выставке в Милане был представлен первый в мире (?) моновил с приводом от двигателя.


29. Все-таки французам тема моновилов тоже не давала покоя. В 1910 году парижанин Эрик Эдисон-Путон (Erich Edison-Puton) тоже собрал моновил. Двигатель 150 кубиков, одноцилиндровый, 3,5 л.с. Находится в музее техники в Германии.


30. Проблемы с рулежкой и удержанием баланса - ничто для изобретателей моновилов и дабы не расслабляться они решили зафигачить еще и пропеллер :) Запатентованный в 1912 году и построенный в 1914-м году моновил Клинтона Коатца (Clinton Coates) из штата Миссури, поражает огромным авиационным пропеллером. Обложка журнала "Популярная механика" 1912 года


31.


32. Похоже, что чуть позже Коатц совместно с еще одним изобретателем Дарлингом (D'Harlingue) улучшил свой аппарат. Обратите внимание, что рулежка производится путем поворота пропеллера. Интересно, насколько больно было закладывать крутые виражи таким способом?:)


33. 


34. Дарлинг работал над улучшением версии Коатца, что видно из рисунков, поданых вместе с панентом в 1917 году. Изобретатель называл свое детище моносайкл, а не моновил. Обратите внимание - сиденье пилота вынесено за пределы внутреннего диаметра. Представляю себе - сидишь на таком пепелаце, а у тебя перед лицом бешенно крутится огромное колесо, закидывая в лицо грунт и грязь...


35.


36. Кстати говоря в 1916 году, у Дарлинга был и свой собственный проект с пролеллером, установленным позади колеса.


37. В середин 1920х годов в Италии была создана компания Motoruota. Основателем был Дэвид Сислаги (Davide Cislaghi). Компания занималась выпуском моновилов собственного изобретения. Эта модель отличалась от предшественников тем, что появилась возможность рулежки - при повороте руля менялся наклон основного колеса.


38. Моторуота делалась разных диаметров


39.


40.


41.


42. Что-то все какие-то хлипкие модели изобретались. Надо что-то посерьезнее. Например, Диносфера 1932 года, детище доктора Пурвеса (Dr J H Purves). Вроде как эта машина могла разгоняться до 30 миль/час (50 км/час) и толкалась 2,5 сильным бензиновым двигателем. При заявленном весе машины в 1000 фунтов (чуть менее 500 кг), что-то меня терзают смутные сомнения. Было несколько версий - одно-, двух- и даже пяти-местные моновилы. Обложка журнала "Популярная механика" 1932 года


43.


44. За рулем - сын изобретателя


45. Одноместная диносфера


46.


47.


48. Что-то плохо поворачивается? :)


49. Доктор Пурвес с моделью своего детища


50. Пятиместная диносфера


51. Если что-то было изобретено, это должно иметь и военное применение. Наверное, так думали в 1933 году, когда был произведен прототип танка-моновила. Патент на это изобретение был выдан в Нью-Йорке.


52. В том же 1933 году изобретатель с простой американской фамилией Энжэл Гарсия Гутиерэс получил патент на модель моновила, который еще и являлся амфибией. Я же говорю - изобретатели просто ищут пути как бы изощреннее себя убить :)


53. Обложка журнала "Популярная механика" 1933 года


54. Еще один проект моновила от изобретателя по фамилии Нильсон, 1936 год.


55.


56.


57. Мистер Нильсен собственной персоной


58. Решение проблемы с рулежкой моновила от еще одного нью-йоркского изобретателя Джулиана Роуза (Julian Rose) в 1937 году. Обратите внимание, что он просто добавил впереди маленькое рулевое шасси. Считается ли это моновилом? Ну, основное правило соблюдено - ездок расположен внутри диаметра :)


59. Рисунок из патентного пакета Джулиана Роуза


Какое-то время умы изобретателей переключились на что-то другое и про моновиллы почти забыли. В 1960х годах были еще попытки усовершенствования одноколесного транспорта, но почти все осталось либо на бумагах, либо по гаражам. Но история моновилов не закончилась в ХХ веке.

60. Доктор Овэн из Великобритании в 1998 году собрал два моновила. Точнее: моновил и дивил. Моновил толкался 50-кубовым мопедным двигателем, но был медленным, а вот дивил уже серьезный аппарат - 250 кубиков двигатель позволяет развить скорость до 70 миль в час (113 км/час).


61.


62.


63.


64. Еще одна современная интерпретация моновила - тракторвил, используемый французским каскадером Джекки Чабанаис (Jackie CHABANAIS), который специализируется на трюках с различным колесным транспортом. Хотя я сильно сомневаюсь, что тракторвил - его личное изобретение.


65.


66. Фото ниже датировано февралем 2001 года. Некто Керри МАкКлин из штата Мичиган собрал 36 дюймовый моновил с 40-сильным двигателем. Эта модель уже больше похожа на мотоцикл - есть гидравлические тормоза, передняя и задняя фары, даже рамка под номерной знак. Моновил лицензирован для использования на дорогах общего пользования. Скоростной рекорд, установленный Керри, 53 мили/час (85 км/час). У МакКлина были и ранние модели, и есть также более новые. Подробнее можно поглазеть на его сайте http://www.mcleanmonocycle.com.


67. Модель МакКлина по-новее. Тут у него установлен V8!


68. А вот модель 2003 года, разработчик некто Джейк Лиал (Lyall). Аппарат называется RIOT Wheel и у него есть свой сайт.


69. В городе Колумбус, штат Огайо, живет еще один человек очумелые ручки - Кейс Дуфрэйн (Keith Dufrane). Он увлекся моновилами и итогом стала модель его собственной разработки. Двигатель - 100 кубиков от trail bike хонды. Каждый год он, деваясь как дядя Сэм, принимает участие в городских парадах.


70. Наши соотечественники тоже отличились в моновилостроении :) Русский кулибин сделал колесо, на котором кататься по принципу виндсерфинга и скейтборда в одном флаконе. Сбоку находится платформа, ездок разгоняется, а потом запрыгивает на эту платформу и старается не сильно разбить лицо об асфальт :) Похоже, что проект загнулся, ибо в сети я не нашел ничего про него :(


71. Ну и до кучи еще один моновил. Описание фото не нашел, но фото было в журнале "Моделист-конструктор" и, судя по пейзажу, это где-то на просторах России.


72. Китайцы тоже делают свою версию моновила. Эта была представлена в 2003 году. В Сети наткнулся на информацию, что продается сие средство передвижения за 350 долларов.


73. Бразильцы поставили изготовление моновилов на конвейер. Называется Wheelsurf. Не хотите прикупить моновелик за 7,500 Евро?:)


Ну и напоследок предлагаю вам посмотреть несколько видео роликов, чтобы понять, насколько это бешенное изобретение :)

74. Итальянская Motoruota


75. Dinowheel


76. Это тот самый Керри МакКлин с одним из сових детищ.


Конечно, это далеко не все моновилы, которые когда-либо были построены. И еще - ничего не напоминает?:)

77.


78.


79.


Уже после написания поста я наткнулся на похожий пост юзера masterok. Правда, я нашел несколько неточностей в его статье, зато у него фотки крупнее :)
Tags: 20-е гг, 30-е, видео, мото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments