Sergey.Starodub (xoxol_xoxlovich) wrote in dieselpunk,
Sergey.Starodub
xoxol_xoxlovich
dieselpunk

Два колеса хорошо, но и одно тоже ездит :)

Оригинал взят у xoxol_xoxlovich в Два колеса хорошо, но и одно тоже ездит :)
В 1952-53 годах фотограф журнала Life, Дин Лумис (Dean Loomis), сделал серию снимков интересного аппарата. Название ему - моновил (monowheel).

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


Я, честно говоря, думал, что это какой-то розыгрыш или бутафорская модель - уж слишком футуристически она выглядит даже для наших дней, не говоря уже о середине ХХ века. Решил почитать, что же это за зверь такой. И, честно говоря, был сильно удивлен - оказывается, первый моновил появился гораздо раньше - еще в начале XX века! Точнее - моновил с приводом от двигателя появился в начале ХХ века, а если говорить о самой идее, то и того раньше.

Чтобы расставить точки на i, договоримся сразу о терминологии :) Есть моновил, а есть юнивил. Разница в том, что у моновила посадочное место расположено внутри диаметра колеса, тогда как у юнивила оно вынесено за пределы.

Ну что - готовы удивляться тому, как люди извращались над дизайном одноколесных машин?:)

13. В 1869 году в разных точках мира появилось сразу несколько педальных моновилов. По непроверенным источникам, этот конь педальный моновил на педальном приводе - первый или, во всяком случае, один из первых в своем классе. Был построен в 1869 году ремесленником Rousseau из французского города Marseilles. Велик крутой - внутреннее колесо диаметром 230 см, руль только для того, чтобы держаться, а в повороты входить лишь посредством наклона, в то время еще не было надувных шин, поэтому внешнее колесо целиком металлическое. Ух... Представил себе комфорт езды :) Кстати, тормоз был - с обеих сторон приводного колеса установлены балки, которые при нажатии ручки тормоза сходились, зажимая колесо и тормозя всю конструкцию.



14. Еще один француз, месье Джексон из Парижа, сделал свой моновил в том же году. На фото - реплика его моновила.


15. Американцы тоже подсуетились и в том же 1869 году Аллэн Грин и Элиша Дайер, оба из Род Айлэнда, представили свой вариант моновила. Они даже запатентовали этого зверя.


16. Патент Грина и Дайер


17. Но первый патент на подобное изобретение в США приписывают Джорджу Бергнеру (Georg Bergner) из города Вашингтон, штат Миссури. Чуть-чуть он опередил предыдущую парочку :)


18. Был еще моновил Льюиса Харпера из Миннесоты, хоть дата его концепта и неизвестна, ух очень сильно похож дизайн на изобретение француза Руссиу.


19. 1869 год был либо урожаен на дурь, либо одно из двух :) Но факт остается фактом - еще один моновил жителя Коннектикута Ричарда Хэмминга этого же года. Отличие этой модели - педали вращаются руками. С учетом диаметра внешнего колеса, не думаю, что такой велик легко было разгонять. Зато ездок был защищен от дождя небольшим навесом. Хоть Хэмминг и получил патент на это чудо, неизвестно, существовала ли рабочая модель или осталась только на бумаге.


20. В 1881 году еще один француз, месье Готье (Gauthier), предложил свой вариант дизайна. Я минут 5 потратил на изучение рисунка - правильно ли я понимаю, что ездок сидит на конструкции, подвешенной в воздухе и закрепленной лишь в центральной части конструкции? Тогда там профиль должен быть как у ж/д рельсы, ну и вес моновила соответственно при внешнем диаметре 2 метра. Эта картинка увидела свет в журнале La Nature осенью 1881 года.


21. Была попытка применить моновил в виде лошадиной кареты. В 1883 году польский изобретатель Станислав Барыка предложил такой вариант.


22. Мистер Харпер все никак не мог угомониться и примерно в 1892 году запатентовал еще один вариант моновила.


23. Патент Харпера


24. А как вам такой вариант? Мне он не кажется правдоподобным. Некто Арчибальд Шарп в 1896 году разместил эту картинку в своей книге "Bicycles & Tricycles: A Classic Treatise on Their Design and Construction (Dover Transportation)" (Amazon).


25. В 1897 году очередной американский концепт авторства Вернона Венабла (Vernon D Venable) из Вирджинии. Ну, тут все просто - маленький велик внутри большого колеса. Белка-стайл :)


26. 


27.


28. С приходом ХХ века у изобретателей появилась новая игрушка, с которой можно было играться - двигатель внутреннего сгорания. В 1904 году на выставке в Милане был представлен первый в мире (?) моновил с приводом от двигателя.


29. Все-таки французам тема моновилов тоже не давала покоя. В 1910 году парижанин Эрик Эдисон-Путон (Erich Edison-Puton) тоже собрал моновил. Двигатель 150 кубиков, одноцилиндровый, 3,5 л.с. Находится в музее техники в Германии.


30. Проблемы с рулежкой и удержанием баланса - ничто для изобретателей моновилов и дабы не расслабляться они решили зафигачить еще и пропеллер :) Запатентованный в 1912 году и построенный в 1914-м году моновил Клинтона Коатца (Clinton Coates) из штата Миссури, поражает огромным авиационным пропеллером. Обложка журнала "Популярная механика" 1912 года


31.


32. Похоже, что чуть позже Коатц совместно с еще одним изобретателем Дарлингом (D'Harlingue) улучшил свой аппарат. Обратите внимание, что рулежка производится путем поворота пропеллера. Интересно, насколько больно было закладывать крутые виражи таким способом?:)


33. 


34. Дарлинг работал над улучшением версии Коатца, что видно из рисунков, поданых вместе с панентом в 1917 году. Изобретатель называл свое детище моносайкл, а не моновил. Обратите внимание - сиденье пилота вынесено за пределы внутреннего диаметра. Представляю себе - сидишь на таком пепелаце, а у тебя перед лицом бешенно крутится огромное колесо, закидывая в лицо грунт и грязь...


35.


36. Кстати говоря в 1916 году, у Дарлинга был и свой собственный проект с пролеллером, установленным позади колеса.


37. В середин 1920х годов в Италии была создана компания Motoruota. Основателем был Дэвид Сислаги (Davide Cislaghi). Компания занималась выпуском моновилов собственного изобретения. Эта модель отличалась от предшественников тем, что появилась возможность рулежки - при повороте руля менялся наклон основного колеса.


38. Моторуота делалась разных диаметров


39.


40.


41.


42. Что-то все какие-то хлипкие модели изобретались. Надо что-то посерьезнее. Например, Диносфера 1932 года, детище доктора Пурвеса (Dr J H Purves). Вроде как эта машина могла разгоняться до 30 миль/час (50 км/час) и толкалась 2,5 сильным бензиновым двигателем. При заявленном весе машины в 1000 фунтов (чуть менее 500 кг), что-то меня терзают смутные сомнения. Было несколько версий - одно-, двух- и даже пяти-местные моновилы. Обложка журнала "Популярная механика" 1932 года


43.


44. За рулем - сын изобретателя


45. Одноместная диносфера


46.


47.


48. Что-то плохо поворачивается? :)


49. Доктор Пурвес с моделью своего детища


50. Пятиместная диносфера


51. Если что-то было изобретено, это должно иметь и военное применение. Наверное, так думали в 1933 году, когда был произведен прототип танка-моновила. Патент на это изобретение был выдан в Нью-Йорке.


52. В том же 1933 году изобретатель с простой американской фамилией Энжэл Гарсия Гутиерэс получил патент на модель моновила, который еще и являлся амфибией. Я же говорю - изобретатели просто ищут пути как бы изощреннее себя убить :)


53. Обложка журнала "Популярная механика" 1933 года


54. Еще один проект моновила от изобретателя по фамилии Нильсон, 1936 год.


55.


56.


57. Мистер Нильсен собственной персоной


58. Решение проблемы с рулежкой моновила от еще одного нью-йоркского изобретателя Джулиана Роуза (Julian Rose) в 1937 году. Обратите внимание, что он просто добавил впереди маленькое рулевое шасси. Считается ли это моновилом? Ну, основное правило соблюдено - ездок расположен внутри диаметра :)


59. Рисунок из патентного пакета Джулиана Роуза


Какое-то время умы изобретателей переключились на что-то другое и про моновиллы почти забыли. В 1960х годах были еще попытки усовершенствования одноколесного транспорта, но почти все осталось либо на бумагах, либо по гаражам. Но история моновилов не закончилась в ХХ веке.

60. Доктор Овэн из Великобритании в 1998 году собрал два моновила. Точнее: моновил и дивил. Моновил толкался 50-кубовым мопедным двигателем, но был медленным, а вот дивил уже серьезный аппарат - 250 кубиков двигатель позволяет развить скорость до 70 миль в час (113 км/час).


61.


62.


63.


64. Еще одна современная интерпретация моновила - тракторвил, используемый французским каскадером Джекки Чабанаис (Jackie CHABANAIS), который специализируется на трюках с различным колесным транспортом. Хотя я сильно сомневаюсь, что тракторвил - его личное изобретение.


65.


66. Фото ниже датировано февралем 2001 года. Некто Керри МАкКлин из штата Мичиган собрал 36 дюймовый моновил с 40-сильным двигателем. Эта модель уже больше похожа на мотоцикл - есть гидравлические тормоза, передняя и задняя фары, даже рамка под номерной знак. Моновил лицензирован для использования на дорогах общего пользования. Скоростной рекорд, установленный Керри, 53 мили/час (85 км/час). У МакКлина были и ранние модели, и есть также более новые. Подробнее можно поглазеть на его сайте http://www.mcleanmonocycle.com.


67. Модель МакКлина по-новее. Тут у него установлен V8!


68. А вот модель 2003 года, разработчик некто Джейк Лиал (Lyall). Аппарат называется RIOT Wheel и у него есть свой сайт.


69. В городе Колумбус, штат Огайо, живет еще один человек очумелые ручки - Кейс Дуфрэйн (Keith Dufrane). Он увлекся моновилами и итогом стала модель его собственной разработки. Двигатель - 100 кубиков от trail bike хонды. Каждый год он, деваясь как дядя Сэм, принимает участие в городских парадах.


70. Наши соотечественники тоже отличились в моновилостроении :) Русский кулибин сделал колесо, на котором кататься по принципу виндсерфинга и скейтборда в одном флаконе. Сбоку находится платформа, ездок разгоняется, а потом запрыгивает на эту платформу и старается не сильно разбить лицо об асфальт :) Похоже, что проект загнулся, ибо в сети я не нашел ничего про него :(


71. Ну и до кучи еще один моновил. Описание фото не нашел, но фото было в журнале "Моделист-конструктор" и, судя по пейзажу, это где-то на просторах России.


72. Китайцы тоже делают свою версию моновила. Эта была представлена в 2003 году. В Сети наткнулся на информацию, что продается сие средство передвижения за 350 долларов.


73. Бразильцы поставили изготовление моновилов на конвейер. Называется Wheelsurf. Не хотите прикупить моновелик за 7,500 Евро?:)


Ну и напоследок предлагаю вам посмотреть несколько видео роликов, чтобы понять, насколько это бешенное изобретение :)

74. Итальянская Motoruota


75. Dinowheel


76. Это тот самый Керри МакКлин с одним из сових детищ.


Конечно, это далеко не все моновилы, которые когда-либо были построены. И еще - ничего не напоминает?:)

77.


78.


79.


Уже после написания поста я наткнулся на похожий пост юзера masterok. Правда, я нашел несколько неточностей в его статье, зато у него фотки крупнее :)
Tags: 20-е гг, 30-е, видео, мото
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments